Подгруппа хрома
Подгруппа хрома
Страница 17

Из аналогичных по составу диоксидам серых сернистых соединений MоS2 встречается в природе и является важнейшей молибденовой рудой. Вольфрамдисульфид (WS2) может быть получен взаимодействием элементов при нагревании. Оба сульфида в воде нерастворимы и по отношению к ней устойчивы. При прокаливании на воздухе они сгорают с образованием соответствующих триоксидов. Молибдендисульфид плавится лишь при очень высоких температурах (около 2100 °С) и применяется иногда в качестве смазки для трущихся машинных частей, работающих под большими нагрузками.

Как уже отмечалось, из производных Cr, Mo и W в низших валентностях практически важнее других соединения трёхвалентного хрома. Сесквиоксид хрома (Сr2О3) легко образуется при прокаливании порошка металлического хрома на воздухе:

4 Сr + 3 O2 = 2 Сr2О3 + 2257 кДж

Он представляет собой очень тугоплавкое тёмно-зелёное вещество, нерастворимое не только в воде, но и в кислотах. Благодаря своей интенсивной окраске и большой устойчивости к атмосферным влияниям гемиоксид хрома служит прекрасным материалом для изготовления масляных красок (“хромовая зелень”).

В лабораторных условиях оксид хрома (т. пл. 2265 °С под давл.) удобно получать разложением бихромата аммония. Реакция по уравнению:

(NН4)2Сr2О7 = Сr2О3 + N2 + 4 Н2О + 514 кДж

начинается при нагревании до 280 °С, но дальше протекает самопроизвольно.

Если тот или иной оксид металла нерастворим в кислотах, его обычно переводят в растворимые соединения путём сплавления с каким-нибудь подходящим для этой цели веществом. Одним из последних является пиросульфат калия, распадающийся при высоких температурах с выделением SO3, который и действует на оксид металла, образуя с ним соответствующую сернокислую соль, например, по реакции:

Сr2O3 + 3 К2S2О7 = Сr2(SO4)3 + 3 К2SO4

Оксид хрома может быть переведен в растворимое соединение также сплавлением с селитрой и содой по реакции:

Сr2О3 + 3 NаNО3 + 2 Nа2СО3 = 2 Nа2СrO4 +3 NаNО2 +2 СО2)

или нагреванием с раствором NаВrО3 по реакции:

5 Сr2О3 + 6 NаВrО3 + 2 Н2О = 3 Nа2Сr2О7 + 2 Н2Сr2О7 + 3 Вr2

Как Cr2О3, так и отвечающие ей соли обычно получают не из металла, а путем восстановления производных шестивалентного хрома, например, по реакции:

К2Сr2O7 + 3 SO2 + Н2SO4 = К2SO4 + Сr2(SO4)3 + Н2O

Из солей сесквиоксида хрома (с катионом Сг3+) наиболее интересны хромовые квасцы — тёмно-фиолетовое кристаллическое соединение состава К2SО4·Cr2(SО4)3·24Н2О.

Действием NН4OН на раствор Сr2(SO4)3 может быть получен серо-синий осадок малорастворимого в воде гидрата гемиоксида хрома [Сr(ОН)3]. Последний имеет ясно выраженный амфотерный характер. С кислотами он дает соли трёхвалентного хрома, а при действии сильных щелочей — соли хромистой кислоты [НСrО2, т. е. Сr(ОН)3 — Н2О] с анионом СгО2-, называемые хромитами. Например:

Сr(ОН)3 + 3 НСl = СrСl3 + 3 Н2О

Сr(ОН)3 + КОН = КСrО2 + 2 Н2О

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21

УФА , город (с 1586) в Российской Федерации, столица Башкирии, пристань на р. Белая, при впадении в нее р. Уфа. Железнодорожная станция. 1101 тыс. жителей (1993). Промышленность: нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка (производственные объединения: моторостроительные, "Электроаппарат", "Металлист"; заводы: машиностроительный, кабельный, электроламповый, горного оборудования и др.), деревообрабатывающая, легкая, пищевая. Производство стройматериалов. 7 вузов (в т. ч. Башкирский университет), научный центр Российской АН. 5 театров (в т. ч. Театр оперы и балета). Историко-краеведческий, геологический, художественный музеи, музей архитектуры и этнографии, Дома-музеи С. Т. Аксакова, М. Гафури. Основан в 1574.

ХАНМУН , кореизированная форма китайского письменного языка; официальный письменно-литературный язык средневековой Кореи. Употреблялся (до 1894) в письменной сфере государственного управления и культуры.

ИНВАЙРОНМЕНТ (энвайронмент) (англ . environment, букв. - среда, окружение), вид искусства, занимающий промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм. Его пластические образы, рассчитаны на театрализованное соучастие зрителей. Иногда даже (как во многих хэппенингах) активно видоизменяющих их конструкцию; могут быть представлены публике в виде особых сценических пространств с фигурами типа манекенов (напр., в работах Э. Кинхольца). Искусство инвайронмента окончательно обособилось в раннем авангарде (см. К. Швиттерс), получив широкое распространение во второй половине 20 в.