Топливные элементы
Топливные элементы
Страница 13

Билет 42. Диалектика взаимосвязи общественного и теоретического уровней сознания. Понятие общественной психологиии и идеологии. Массовое сознание, общественное мнение.

Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между человеком и природой. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов. Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе.Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом. Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию. Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия способствует более кардинальным его изменениям на основе использования научных данных. По подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум 5-6 только малых и не менее 10-15 больших и "средних" формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. Более тогсчвыц3о, сам феномен массы не возникает, если подобная общая, совместная деятельность или подобное поведение отсутствуют. Массовое сознание - это сознание массы, сознание различных типов и видов масс. С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное мнение выражает отношение различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств. Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями, средствами информации.  

Билет 40. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.

Важность проблемы человека - философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества. Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек это творец истории общества, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс. Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями. Специфика философского подхода - в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь два подхода. Первый - это натуралистический подход, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение. Нельзя игнорировать в человеке его физическую, генетическую, природную основу. Общность этой основы с животным миром видна уже в том, что человек наравне с животными нуждается в чистом воздухе, пище, воде. Другая - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни.  

Билет 43. Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.

Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. Наука - это и итог познания мира, система проверенных на практике достоверных знаний, и особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с системой организаций и учреждений. Все эти составляющие науки как сложного соцфеномена особенно четко высветило наше время, когда наука стала непосредственной производительной силой. Эта система сейчас представляет собой единство знаний и деятельности по их добыванию, выступает как особый социнститут, занимающий в современных условиях важное место в общественной жизни. Роль и место науки как социнститута отчетливо видны в ее соцфункциях: культурно-мировоззренческая, непосредственной производительной силы, социальная.1-ая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.2-ая с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью. 3-я проявляется в том, что в современных условиях научные знания и методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем соцразвития, его программирования и т.д. Сейчас особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия,войны и мира и т.д.

В науке просматривается ее членение на две группы - наук естественных и технических, (исследование и преобразование процессов природы), и общественных(исследующих изменение и развитие соцобъектов). В естествознании субъект познания имеет дело с "чистыми" объектами, обществовед - с особыми - соцобъектами, с обществом, где действуют субъекты, люди, наделенные сознанием. => здесь ограниченна сфера эксперимента. Природа как объект исследования находится перед субъектом, изучающим ее; обществовед изучает соцпроцессы, находясь внутри общества, занимая в нем определенное место, испытывая влияние своей соцcреды. Интересы личности, ее ценностные ориентации не могут не оказывать воздействия на позицию и оценки исследования. Основное назначение и общие целевые установки научного познания - описание объектов и процессов, их объяснение и предсказание, прогноз поведения объектов в будущем. В структуре научного познания выделяют два уровня - эмпирический и теоретический, которые различаются: 1) по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность; 2) по средствам и инструментам познания; 3) по методам исследования. На эмпирическом - наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т.д.;4.по характеру добытых знаний. В 1-м случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во 2-м -законы, раскрытие существенных связей, теории. В XVII-XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов. В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. В процессе познания можно выделить этапы научного познавательного цикла – 1) постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании. В ней необходимо осознание некоторой ситуации как задачи; четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного; 2) выработка гипотезы с целью решения проблемы. Опасные негативные социальные следствия бездумности, преступного использования достижений науки повышают требования к нравственным качествам ученых, к этической стороне научной деятельности. Глобальные проблемы современности говорят о том, что от людей требуется ныне по-новому, с повышенной требовательностью подходить к оценке познавательной и практической деятельности.

Билет 41. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Взаимосвязь общественного

бытия и общественного сознания.

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру, формы и уровни общественного сознания. Духовную культуру можно считать ядром духовной жизни общества.

Культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Духовная культура оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей.

Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в формировании определенного типа человеческой личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом, с природой и окружающим миром. При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс, человеческое мышление и деятельность людей. Духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и потребителем. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой.

Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии. Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.

Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании.  

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ВЕНЕЦИАНСКИЕ СТАТУТЫ , в средние века сборники торговых и морских обычаев, действовавших в Венецианской республике.

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЖИВОТНОВОДСТВА степных районов научно-исследовательский им . М. Ф. Иванова в Херсонской обл. ("Аскания Нова"), организован в 1956 (ведет историю с 1932). Акклиматизация и гибридизация диких животных, интродукция степной растительности, селекция и племенная работа с сельскохозяйственными животными.

"УТРО РОССИИ" , ежедневная газета, орган торгово-промышленных кругов, с 1912 - партии прогрессистов, 1907-18 (с перерывами), Москва. Фактический издатель - П. П. Рябушинский. Закрыта после Октябрьской революции за контрреволюционную пропаганду.