Топливные элементы
Топливные элементы
Страница 16

Билет 21. Основные методы эмпирического уровня научного познания.

Научное познание выросло из познания обыденного. В научном познании выделяются два уровня - эмпирический и теоретический. Эти уровни не следует смешивать со сторонами познания вообще - чувственным отражением и рациональным познанием. Дело в том, что в первом случае имеются в виду различные типы познавательной деятельности ученых, а во втором речь идет о типах психической деятельности индивида в процессе познания вообще, причем оба эти типа находят применение и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания.

Сами уровни научного познания различаются по ряду параметров: по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность; по средствам и инструментам познания; по методам исследования.

В XVII-XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов. В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

Методы, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания: наблюдение и эксперимент. Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие: 1) однозначность цели, замысла; 2) системность в методах наблюдения; 3) объективность; 4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться. Различают несколько видов эксперимента. 1) Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предполагаемых теорией явлений. 2) Более сложный вид - измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса. 3) Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент. 4) Наконец. специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами. Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий. Методами обработки и систематизации знаний эмпирического уровня прежде всего являются анализ и синтез. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.  

Билет 23. Познание, его возможности и границы. Знание и вера.

Познание - сложный, многогранный процесс, исследуемый рядом наук. Теория познания сосредоточивает свое внимание на философских, мировоззренческих аспектах этого процесса, изучает его самые общие закономерности.

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно, поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот.

Процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде ощущений, восприятий и представлений.

Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Ощущения, как отмечал Л. Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Высшей формой чувственного отражения является представление - воспроизводимое по памяти образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах.

Cпособность сознания, имеющая громадное значение в процессе творчества - воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.

Чувственное отражение - необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.

Органы чувств - связывают человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта.

Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов.

Но чувственное отражение ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, о сущности.

Практика, таким образом, требует перехода, скачка от чувства к мысли, от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию, которое преодолевает отмеченные выше ограниченности чувственного отражения.

Мышление- это активное, целенаправленное, отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.

Основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мысли. Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.  

Билет 22. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Особенности его проявления в природе, обществе и познании.

Мера - это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество. Важность открытия Гегелем данной взаимосвязи хорошо видна, в частности, при анализе атомных превращений. Так, радий (226Ra) при комнатной температуре - серебристо-белый металл, в котором непрерывно происходят количественные изменения: он непрерывно испускает альфа-лучи, ядра гелия, в результате чего его атомный вес понижается. Когда этот вес достигает величины 222, происходит нарушение меры, качественное изменение, и радий превращается в газообразный радон, физические и химические свойства которого иные, чем у радия. Так же обстоит дело и с превращениями других радиоактивных элементов.

Моменты перехода от одной меры к другой Гегель назвал узловыми точками меры, а весь процесс развития - узловой линией меры. Таким образом, категория меры дает ключ к пониманию механизма действия закона взаимного перехода количественных изменений и изменений качественных и механизма развития в целом.

Процесс развития предмета с точки зрения данного закона осуществляется в виде количественных и качественных изменений; количественные изменения, достигнув предела меры, нарушают ее, вызывая коренные, качественные изменения. Старое качество исчезает, и на смену ему приходит новый предмет со своей особой, качественной и количественной определенностью.

Закон этот носит всеобщий характер, действуя в природе, обществе и мышлении. В живой природе примером может служить эволюционная теория Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. В общественной жизни - смена формаций в результате роста производительных сил и изменения производственных отношений.

Закону подчиняется и развитие человеческой мысли. Например, если бы теорию относительности не открыл Эйнштейн, то ее бы создали другие ученые, возможно, позже и в другой форме. Это признавал и сам Эйнштейн, ибо идея уже витала в воздухе.

Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое качество порождает новые количественные изменения. Поэтому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных.

Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности. Скачок - это форма перехода к новому качеству, перерыв линии количественных изменений. Он подготавливается всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную и всеобщую форму превращения одного качества в другое. Например, переход от одной формы движения к другой; появление жизни на Земле, становление человека и т.д.

При всем многообразии скачков, как правило, выделяют два их вида: 1) резкие, бурные скачки, при которых происходит превращение старого качества в новое практически сразу(хим. реакции) 2) скачки в форме постепенного качественного перехода отдельных сторон предмета в новое состояние(возникновение жизни).

Таким образом, развитие мира осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные.  

Билет 24. Методы и формы теоретического уровня научного познания: проблема, гипотеза, теория, концепция.

В процессе познания можно выделить некоторые этапы научного познавательного цикла - постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании. В постановке проблемы необходимо, во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного. Второе звено цикла - выработка гипотезы с целью решения проблемы. Гипотеза - научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Качество гипотезы определяется мерой ее способности охватить как исследуемый круг явлений, так и другие, в том числе и вновь открываемые явления. Сила гипотезы измеряется и тем, насколько она способна предсказывать новые факты. Гипотеза должна отвечать требованию принципиальной проверяемости. Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса теории предполагает ее подтверждение, доказательство, осуществляемое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом. Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание. Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д. Обозначим основные черты научной теории: 1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом. 2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития. 3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов. 4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием. 5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы. Что же касается структуры научной теории, то она включает: 1) основания теории; 2) законы, выступающие в качестве ее базы; 3) узловые понятия с помощью которых выражается и излагается основное содержание теории; 4) идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми. Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного общества, ее бездумное использование повышают в наши дни требования к нравственным качествам ученых. Требование к ученым: 1) общечеловеческие нормы нравственности 2) требование бескорыстного поиска истины без каких бы то ни было уступок внешнему давлению 3) нацеленность на поиск нового знания и его до конца честного, досконального обоснования, не допуская подлога, погони за дешевой сенсацией, плагиата; 4) обеспечение свободы научного поиска; 5) высокая социальная ответственность и за результаты своих исследований и их практическое использование. Глобальные проблемы современности говорят о том, что от людей науки, да и от всех людей вообще, требуется ныне по-новому, с повышенной требовательностью подходить к оценке и нашей познавательной, и нашей практической деятельности.  

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

АНАКСИМЕН (6 в . до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи.

СУВЕРЕНИТЕТ (нем . Souveranitat, от франц. souverainete - верховная власть), независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и др. международных актах.

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ("Эстония") , основан в Таллинне в 1865, с 1940 Государственный театр Эстонской ССР "Эстония", с 1949 современное название, с 1950 драматический. До 1949 ставились также драматические спектакли.