Топливные элементы
Топливные элементы
Страница 17

Билет 50. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу и его история.

История общества, его развития есть результат деятельности людей, наделенных сознанием. В итоге при анализе общественных явлений возникает своеобразный оптический обман: кажется, что в обществе все происходит совсем не так, как в природе, что здесь первопричину всего происходящего следует искать, в отличие от природы, не в материальных основаниях, а в головах людей, в их воле, в их мыслях и желаниях. Условия и предпосылки для выработки материалистического понимания истории подготавливались и развитием общественно-политической мысли в конце XVIII века и в особенности сдвигами, происшедшими в обществе с переходом к капитализму. Их суть состояла в том, во-первых, что капитализм обнажил материальные, экономические основания общественной жизни, которые при феодализме были скрыты под идеологическими наслоениями. Во-вторых, наряду с этим, при капитализме ускорил развитие общества. Все это и дало возможность открыть подлинную основу общественной жизни в социальной форме материи. Сыграл свою роль, в частности, и тот факт, что с развитием общества, с радикальными изменениями условий жизнедеятельности людей менялись сами люди и их взгляды, теоретические концепции. Суть зависимости сознания от бытия Маркс выразил в положении о том, что сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Но что же представляет собой социальная материя, объективная общественная реальность, то, что обычно характеризуется как реальный процесс жизни людей? Главные условия, которым должна удовлетворять эта объективная реальность, эта основа общества, по-видимому, должны быть следующие: во-первых, она не должна быть духовной субстанцией; во-вторых, должна складываться независимо от сознания, в-третьих, определять общественное сознание. Ядро этой особенной формы материи образуют материальное производство и отношения, складывающиеся в его процессе, то, что Маркс характеризовал как "способ производства материальной жизни". Наряду с этим к материальной основе общественной жизни относится и воспроизводство самих людей, а значит, и потребление как условие воспроизводства, а также материальная сторона быта, природная среда и народонаселение. Именно эту, материальную сторону общественной жизни, очевидно, и имел в виду Маркс, когда он вел речь об общественном бытии и об определяющей роли этого бытия по отношению к общественному сознанию. Общественное же сознание, в свою очередь, представляет собой осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Бытие общества включает в себя и материальные, и духовные явления. Социальное, общественное вообще всегда содержит в себе и материальную сторону, и сторону духовную. Наряду с этим необходимо уточнить понятия материального и идеального применительно к общественной жизни. Материальное здесь существует не только в его привычной, предметной форме, но и в виде материальных, прежде всего производственных отношений. Что касается идеального, то оно в обществе представлено не только в виде мыслей, чувств, взглядов определенных людей, т.е. в виде явлений индивидуализированного сознания, но и в виде объективированного духовного, т.е. в форме идей, мыслей, ценностей, смыслов и т.д., материализованных в вещах, книгах, учреждениях, в виде своеобразной общей духовной атмосферы, складывающейся в обществе, правовых установок и т.д. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, в то же время имеет внутреннюю логику своего развития, является относительно самостоятельным. Это прослеживается и в преемственности, проявляющейся в развитии его форм, а главное - в обратном воздействии общественного сознания на все стороны общественной жизни, в его активности. Иными словами, вторичность, производность общественного сознания от общественного бытия вовсе не означает его второсортности, а тем более второстепенности его роли в истории. Одна из причин кризисных явлений в духовной сфере нашего общества - сведение диалектико-материалистического понимания истории до уровня экономического материализма, пренебрегающего ролью и значением духовных богатств общества, его интеллектуальным потенциалом, подменяющего научный подход в управлении методом проб и ошибок. Важным условием преодоления кризисных явлений в духовной сфере является поэтому восстановление в правах подлинно диалектико-материалистического понимания истории, признание действительно великой роли духовных факторов в историческом процессе. Одна из ключевых проблем сегодня - возвышение интеллектуального потенциала общества, создание атмосферы творчества во всех областях духовной жизни, поскольку без этого не решить всей суммы задач по переделке экономических основ общества и его социально-политической надстройки.  

Билет 48. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем. Диалектический материализм выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности. Применение критериев общественного прогресса при исследовании развития общества должно носить комплексный характер и не в ктношении экономической, социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей свою историю. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека. Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне. Глобальные проблемы можно свести к трем основным группам: 1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств: а) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов; б) проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка. 2. Проблемы взаимодействия общества и природы: а) предотвращение загрязнения окружающей среды; б) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами; в) освоение мирового океана и космического пространства. 3. Проблемы взаимоотношений людей и общества: a) проблема роста народонаселения; б) проблема охраны и укрепления здоровья людей; в) проблемы образования и культурного роста. В первой группе - социальные, преимущественно политические проблемы. Военные расходы - главное препятствие на пути положительного решения всех глобальных проблем. Проблема полной демилитаризации человечества может быть решена только на основе устранения угнетения и эксплуатации одного народа другим, преодоления экономической отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного экономического порядка. Суть экологической проблемы заключается в опасном для существования человечества нарушения равновесия биосферных процессов. Сегодня исчезают многие виды животных и растений. Великое равновесие природы нарушено до такой степени, что появился мрачный прогноз об "экологическом самоубийстве человечества". Для решения этой проблемы речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармонизации природных и социальных процессов на основе переустройства всей системы общественных отношений. Без этого невозможно решение глобальных проблем, входящих в третью группу. Первая из них - это проблема народонаселения. Речь идет здесь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. Острой глобальной проблемой остается проблема образования. Решение этой проблемы, как и других, упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования. Для высвобождения и использования этих ресурсов во благо человечества необходимы новый мировой порядок, новое мышление. Прогнозируя будущее человечества, следует учитывать три важнейших обстоятельства. Во-первых, НТР, которая посредством автоматизации производства, интеллектуализации техники коренным образом изменяет место и роль человека в технологическом процессе. Во-вторых, НТР предполагает такого работника, который по уровню своего интеллектуального развития и разносторонности способен сформировать достойную человека искусственную среду его жизнедеятельности (ноосферу). Становление человека новой формации выступает как технологическая, экологическая и экономическая необходимость. Следовательно, в-третьих, люди должны овладеть новым мышлением, перейти к новому типу рациональности. Рационализация общества, односторонне ориентированная на рост производства вещей или извлечение прибыли, оборачивается иррациональными катастрофическими последствиями для человечества в целом и каждого отдельного индивида. Такая рациональность должна быть заменена рациональностью гармонического развития. Только гармонизация отношения человека к природе и к другому человеку, осуществленная в планетарном масштабе - залог спасения человечества.  

Билет 51. Религиозное и атеистическое сознание: сущность, функции, специфика.

Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям.

Религия (от лат. relegio - набожность, святыня) - это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни.

В современной философии различают три ступени в истории религии: 1) религия, опирающаяся на свое божество в природных силах (бог Солнца, бог Земли и т.п.); 2) религия, признающая всемогущего "Бога-господина", требующая повиновения ему. Это ислам и иудейская религия, а в широком смысле и христианство (троица). Сюда же относится и религия как простая мораль без Бога; 3) религия искупления, возникающая из чувства греховности. Эта религия связана с верой в милосердие Бога, освобождающего от греха.

Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями.

Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия.

В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это прежде всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в

структуре эстетической потребности можно выделить три взаимосвязанных элемента: целом. Религиозные чувства взаимосвязаны с религиозными представлениями, мифами, взглядами, идеалом, верой, поэтому они имеют определенную направленность, смысл и значение.

Философский подход к религии требует выделения в религиозном сознании двух уровней: обыденного и теоретического (концептуального).

Обыденное религиозное сознание является непосредственным отражением бытия людей. Оно выступает в виде представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек, традиций. Его нельзя назвать цельным и систематизированным. На этом уровне религия связана с индивидом и выступает в личной форме. Здесь преимущественно выступают традиционные способы передачи чувств, иллюзий, представлений.

Концептуальный уровень религиозного сознания - это систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное специалистами.

Рассмотрим атеистическую форму общественного сознания. Атеизм (от древнегреч. а-не, теос-бог) есть отрицание существования сверхьестественных сил, их чудесного вмешательства в жизнь людей, отрицание загробной жизни и пр. Атеистическое сознание – его важнейшая духовная составляющая, в свою очередь, сложно устроенная.

Различают два уровня атеистического сознания - обыденное и научное. Обыденное атеистическое сознание существует в виде представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек, традиций. Научный уровень атеистического сознания выражен в упорядоченной системе понятий, принципов, суждений, аргументов, в которых отсутствие Бога, рая, ада, ангелов и пр. не просто считается собой разумеющимся, а научно обосновывается.  

Билет 49. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство. Человеческая история - это не только история возникновения и смены философских теорий и политических учений, моральных норм и эстетических представлений, это не только возникновение, расцвет и падение государств, жизнь и деятельность выдающихся личностей. За всем этим лежит некая основа, придающая связь и непрерывность человеческой истории. Такой основой служит материальное производство - необходимое условие общественной жизни. Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы: 1) труда как комплексного социального явления; 2) способа производства материальных благ; 3) закономерностей и механизмов функционирования материально-производственной сферы в целом. Субъект труда - человек. Результаты труда - материальные блага - представляют собой обработанное, подчиненное воле человека действие природных закономерностей. Труд - природный процесс. Труд - это взаимосвязи, взаимопереходы материальной и идеальной сторон. Идеальное через живую деятельность человека материализуется, воплощается в изменении материальных факторов труда. Природа не строит городов и машин - все это продукты человеческого труда, овеществленная сила знания. В процессе труда развивается сам субъект труда, человек. Таким образом, человек, общество, общественные отношения являются всегда конечными результатами труда. Производство всегда является общественным потому, что люди не могут производить, не соединяясь для совместной деятельности и для взаимного обмена этой деятельностью. Итак, труд, представляет собой:1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир;2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей;3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний;4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности. Труд всегда осуществляется в рамках определенной формы общества и посредством нее. Понятие "способ производства", обозначает тот общественный вид и способ, которым люди производят материальные блага, необходимые для удовлетворения своих потребностей. Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни - он является основным фактором, определяющим развитие, взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т.д. Материализм подчеркивает, что в конечном счете именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения - его форму. Производительные силы - это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. К производительным силам относятся: человек как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда, наука, разделения труда, кооперации, специализации, организация и управление производством. Основой производительных сил являются человеческая рабочая сила, предмет труда и средства труда. Рабочая сила есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит что-либо (предметы, способные удовлетворить определенные потребности). Использование рабочей силы в качестве осознанной и целенаправленной деятельности именуется трудом. Предметами труда являются вещи, которые обрабатываются человеком в процессе трудовой деятельности. Средства труда - есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Разделение и кооперация общественных производительных сил способствуют развитию материального производства и общества и, таким образом, становятся важной производительной силой. Организация и управление развитием производительных сил так же становятся производительной силой. Через управление и организацию осуществляется непосредственно связь производительных сил и производственных отношений. Экономические производственные отношения(явл-ся материаль-ми, объект-ми) - это отношения по поводу собственности на средства производства, обмена деятельностью, распределения и потребления. Источниками и движущими силами развития производства являются потребности людей. Предметом труда в духовном производстве выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства.  

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20

ДОНОСО (Donoso) Хосе (р . 1924), чилийский писатель. Психологические романы "Коронация" (1957), "Непристойная птица ночи" (1970), "Сад по соседству" (1981); рассказы об одиночестве человека во враждебному ему мире.

ТРИСМЕГИСТ (греч . трижды величайший), в греческой мифологии прозвище Гермеса как покровителя магии.

ТОЛОС (фолос) (греч . tholos), монументальное, круглое в плане здание (гробница, храм) в эгейской культуре и античном мире.