Топливные элементы
Топливные элементы
Страница 9

Эти установки и являются в диалектико-материалистической социологии базовыми при построении идеальной модели общества как системы, первоэлементами которой являются человек, деятельность и общественные отношения. Человек как субъект истории через деятельность реализует свои потребности и одновременно вступает в особые социальные связи с другими людьми - в общественные отношения. Сам исторический, социальный процесс в итоге предстает перед нами как результат деятельности общественного человека и как сама эта деятельность, а потому представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного.

Билет 5. Пространство и время как атрибуты материи. Естественно-научное обоснование диалектического единства материи, пространства и времени.

Пространство - это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Время - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний, их последовательность и длительность. Приведенные определения носят диалектико-материалистический характер. Они показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от материи определяет и все их основные свойства:

1) Общее свойство - объективность. Т.к материя не зависит от сознания людей => пространство и время также независимы от него. 2) Т.к. материя вечна => вечны пространство и время. 3) Бесконечность и безграничность. 4) Абсолютность и относительность, т.е. ни один матер. объект, не может оказаться вне времени и пространства.

Вместе с тем свойства пространства и времени могут изменяться с изменением свойств материи.

Отличие пространства и времени: пространство - трехмерно, время - одномерно и необратимо.

С открытием поля не стало ограниченных друг от друга предметов. Все оказалось заполненным материей и не стало пустоты. После открытия Эйнштейном СТО существенно иным стало понимание смысла одновременности двух событий. Мы можем с уверенностью говорить об одновременности двух событий лишь если они произошли в одном и том же месте. Утрата абсолютности одновременности означает, что не может быть единого времени в различных системах отсчета. Длина также стала относительной. Выводы СТО в настоящее время находят свое подтверждение на практике.

Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени и их взаимосвязи с материей связано с возникновением общей теории относительности. Одним из основных постулатов ОТО являются гравитационные уравнения Эйнштейна. Уравнения Эйнштейна следует рассматривать как математическое выражение диалектического принципа, утверждавшего, что пространство и время как формы существования материи должны быть неразрывно связаны с материей и ее свойствами. Таким образом, ОТО является новым и более глубоким, чем СТО, подтверждением диалектико-материалистического учения о неразрывной взаимосвязи пространства и времени с движущейся материей.

Создание СТО и ОТО способствовало дальнейшему развитию представлений о пространстве и времени и тем самым более глубокому пониманию характера их взаимосвязи с движущейся материей.  

7) Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обощенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Функции сознания: 1) познавательная (получении знаний о природе, обществе и человеке), 2) Творчески-конструктивная, 3) Регулятивно-управленческая, 4) прогностическая.

Структура: 1) знания, 2) внимание, 3) память, 4) эмоции, чувства, 5) воля, 6) самосознание. Изучением сознания занимаются многие науки (психология, логика). В отличие от них Ф рассматривает С как целостность, в его отношении к материи. Проблема сознания остается предметом борьбы материализма и идеализма. Сознание это отражение действительности. Оно присуще человеку, субъекту, поэтому оно есть субъективная реальность. Сознание есть субъективный образ объективного мира, потому что образ предмета нетождественен самому предмету. Сознание – функция человеческого мозга отражать мир в идеальных образах. Сознание принадлежит человеку, а человек – существо общественное. Сознание может возникнуть и сформироваться на базе человеческого мозга только в обществе.  

Билет 6. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности.

Лениным было открыто присущее всей материи свойство отражения, наличие этого свойства образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого сознания.

Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке и т.д. Отражение характеризуется рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от среды и особенностей отражающей системы.

Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания.

Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем.

Отражение на уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.

Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого реагировать на воздействия извне. Более высокой ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для животного мира. Под влиянием ощущений вырабатывается соответствующая реакция. Следующую ступень - нейрофизиологическое отражение, присущее только высшим животным, проявляющееся уже не только в прямой реакции на раздражитель, а

в организованной последовательности действий, лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели. Следующая стадия - психическое отражение, свойственное высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой. Психическое отражение возникает там и тогда, где ресурсы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом оказываются недостаточными - через образ живое существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи. Психический образ выступает как отражение объективной реальности и служит схемой действия организма.

Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Отражение наряду с чувственно-образным приобретает здесь характер абстрактно-понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им. С возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность не только отражать действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, т.е. формируется творческая функция сознания.

Наконец, отражение приобретает социально-детерминированный характер, что проявляется, в частности, в возникновении языка и в его единстве с мышлением.

Сознание зависит от общественных отношений, т.к. сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, в свою очередь, является отражением общественного бытия. Мыслит материя, но сознание присуще не всей материи, а лишь особым образом организованной материи - человеку.  

Билет 8. Исторические этапы в развитии философии, их особенности.

Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более развитый - рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего, накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Философия почти на целое тысячелетие превратилась в служанку богословия. Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Эпоха европейского Возрождения или Ренессанса. Хотя философы Ренессанса (ХIV-ХVII вв.) и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, часто того не ведая, создавали новое мировоззрение. Зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, и мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей всего разумного и целесообразного. Отсюда и интерес к человеческому достоинству, к свободе и разуму человека. Постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, мыслители эпохи Возрождения создают антропоцентристское (от греч. Antropos - человек) мировоззрение, приветствуя и обосновывая гуманизм и индивидуализм.

Русская философия до до конца XIXв.В развитии русской философии до конца XIX в. можно выделить ряд этапов. Первый охватывает XI-XVII вв. и соответствует эпохе средневековья на Западе. Этот тип включает два периода - древнерусский, связанный с культурой Киевской Руси, и средневеково-русский, относящийся к культуре Московской Руси. Второй этап охватывает весь XVIII в. и первую четверть XIX в. Ему в известной мере соответствует на Западе культура эпохи Ренессанса. Наконец, третий этап берет свое начало со второй четверти ХIX в., продолжается до конца столетия и характеризуется, с одной стороны, тем, что русская философия в эту пору отличается наибольшей оригинальностью, а с другой - более тесной соотнесенностью с западно-европейской философией XVII-XIX вв.  

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

УИЛСОН (Wilson) (Вильсон) Эдмунд Бичер (1856-1939) , американский цитолог, один из основоположников цитогенетики, президент Нью-Йоркской АН (с 1904). На примере насекомых выяснил (1905-12) хромосомный механизм определения пола. Внес значительный вклад в изучение строения и физиологии клетки, предложил (1925) коллоидную теорию протоплазмы. Фундаментальная монография по цитологии (в рус. переводе - "Клетка и ее роль в развитии и наследственности", т. 1-2, 1936-40).

ВИППЕР Роберт Юрьевич (1859-1954) , российский историк, академик АН СССР (1943). Труды по истории от античности до современности. Автор учебников по истории для средней и высшей школы.

РАЙТ (Wright) Томас (1711-86) , английский астроном. Первым предложил (1750) модель Млечного Пути как кольца, состоящего из звезд. Считал, что туманности являются далекими звездными системами.