Топливные элементы
Топливные элементы
Страница 11

Билет 9. Диалектика как наука и метод познания. Основные принципы диалектики, их методологическое значение.Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развитии, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывает себя в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. Термин "диалектика" в эпоху античности означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании.Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу. По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. По мнению К. Маркса, задача заключалась в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно.

Следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования - субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им являются выработанные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.

Единство мира предполагает существование всеобщих приемов и способов познания, всеобщих методов. Таким всеобщим методом и является диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности.

Однако в истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой альтернативный метод - метафизический.

Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным в своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики - вещи изолированы друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей.

Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.

Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развитии. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики: всеобщая связь и развитие.  

11) Основные школы современной Ф: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм.

Особое место в зарубежной Ф в нашем столетии занимают учения и школы.

Э – это философия существования, причем под существованием понимаются чувства и переживания человека, его страсти и настроения. Э провозглашает автивность человека, его свободу. Экзистенция – это не просто переживание, а переживание бытия в мире. Значение общества для личности состоит в том, что в лучшел случае оно может дать предпосылки экономической, политической и другой свободе. Однако чаще общество ограничивает личность. Э сумел обратиться к сторонам человеческого бытия, которые невыразимы яязыком науки. Э-ты разработали новый способ философствования, который был усвоен новейшей философией.

Н – представители Маритен, Жильсон – усматривает главную цель в философском обосновании христианского вероучения. «Ф – служанка Бога». В Н рассматривается «чистое бытие» как духовное, божественное первоначало. Он резко выступает против атеизма.

П – это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат наук. Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годах 19 в. Его основателем был Конт. Вторая форма позитивизма – эмпириокритицизм – возникла на рубеже 19-20 вв. Представители: Мах, Авенариус. Третьей формой является неопозитивизм (20 в). Представители – Шлик, Карнап. Они утверждают, что философия не является наукой о реальности, ни теорией познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков.  

10) Закон единства и борьбы противоположностей.

Он занимает особое место среди законов диалектики, поскольку раскрывает источник саморазвития. Ленин назвал данный закон сутью, ядром диалектики. Этот закон выражается через следующие категории: тождество, различие, противоположность, противоречие, конфликт.

1) Тождество – отношение равенство одинаковости объекта с самим собой.

2) Различие – есть неравенство отношений предметов в самом себе.

Дело в том, что находясь в покое, будучи тождественным самому себе, предмет в то же время находится в постоянном изменении. Восприятие предметов в изменении и фиксирует категории различия. За пределами меры старое качество уступает место новому. Момент перехода от одной меры к другой, Гегель назвал узловыми точками меры. Если количественные изменения происходят постепенно и непрерывно, то переход от одного качества к другому всегда скачок.

Формы скачка: 1) постепенно (переход от одного качества в другое) – эволюция; сравнительно быстрый – химическая реакция.  

Билет 12. Структурные связи: содержание и форма, целое и часть, элемент, структура, система.

Предметы и явления в действительности имеют много сторон. Существенными сторонами предметов и явлений выступают содержание и форма. Каждое явление или вещь имеют свое содержание и свою форму, составляющие разные, противоположные их стороны. Содержание - вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Понятие "элемент" отражает то, что входит в "содержание", но не совпадает с ним уже потому, что набор элементов без взаимодействия между ними еще не составляет содержание. Понятие "структура" соответствует понятию "форма", но к последней относится и внутреннее и внешнее строение, организация вещи, а к структуре относятся только внутренние связи.Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различные стороны вещи, что необходимо для их глубокого изучения и анализа. Сами же стороны отдельно существовать не могут. Короче говоря, содержание не может существовать без формы, и, наоборот, форма не может быть бессодержательной.

Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма способствует развитию содержания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма

устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет консервативную тенденцию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений, а потом изменяется скачком.

Относительная самостоятельность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое содержание может использовать отдельные новые формы.

Целое и часть, элемент и структура. Частью называется предмет, процесс, явление, входящие в другие предметы, процессы, явления. Целым называется предмет, процесс, явление, которое включает в себя другие предметы, процессы, явления, и свойства которого не совпадают со свойствами составляющих частей. Часть и целое диалектически взаимосвязаны. Не может быть целого без частей, поскольку все материальные предметы неисчерпаемы вглубь. В то же время всякое целое может являться частью другого целого. А всякая часть в то же время является целым по отношению к своим составляющим. По своему строению можно выделить следующие три вида целостности. 1) неорганизованная целостность или конгломерат. Здесь свойства целого во многом совпадают со свойствами частей.2) организованное целое, в котором связи между частями определяют его характер, а свойства целого могут быть отличными и даже противоположными свойствам частей. 3) органическое целое, в котором внутренние связи уже настолько прочны и существенны для целого и частей, что разделение может привести к гибели и целого, и Частями целого вообще являются не только различные предметы, процессы и явления, но и связи между ними. Если же мы обращаем в процессе познания внимание на связи, то речь будет идти о структуре целого. Структура - это связь, способ организации целого. В этом случае части, между которыми осуществляется указанная организация, называются элементами.

Единство элементов и структуры называется системой. Каждый элемент системы является в свою очередь системой, состоящей из других элементов. В то же время всякая система является элементом другой, более всеобъемлющей системы.  

Билет 38. Политическая система общества и ее элементы. Демократия как социальный институт.

Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории, политические отношения и организации, составляющие политическую систему общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития.

Термин "политика" многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения государства, других политических институтов и всех рычагов власти. В переводе с греческого политика означает искусство управления государством.

Политика представляет собой особую сферу жизнедеятельности общества, связанную с отношениями между классами и социальными группами по поводу власти. Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю классом, группой, партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или какие-либо другие средства принуждения и убеждения.

Политическая власть представляет собой способность личности, класса или социальной группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими экономическими, идеологическими и политическими интересами.

Экономическая власть как базисная первична, именно она обусловливает содержание политической власти, ее структуру, характер выполняемых функций. В этом проявляется тесная связь политики с экономикой. Как надстроечное явление политика вторична по отношению к

экономическому базису, зависит от него и определяется им.

Политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части: 1) подсистему политических идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) подсистему политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д. по поводу власти; 3) подсистему политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации.

Демократизация неразрывно связана с формированием правового государства и гражданского общества, как исторической альтернативы тоталитаризму и тоталитарному государству. Демократию рассматривают, во-первых, как форму государства, следуя традиции Т. Гоббса, К. Маркса и других ученых. Во-вторых, она характеризует принципы деятельности различных общественных организаций помимо государства, таких, как: партии, профсоюзы, различные молодежные объединения и т.п. В-третьих, отражает политический режим как степень соотношения прав и свобод граждан, сущность избирательной системы, участие граждан в управлении государством, методы осуществления власти. И, наконец, демократия выражается в политическом сознании общества в виде идей равенства, свободы, братства, представляя собой определенную политическую ценность и идеал. Таким образом, демократия должна пронизывать всю политическую систему общества: форму государственной власти, принципы деятельности общественных организаций, политический режим и политическое сознание.  

Билет 36. Производственные силы: понятие сущность и структура.

Способ поизводства – это уровень развития материального производства в целом на определенном этапе истории общества, которое включает в себя: 1) производственные силы; 2) производственные отношения.

Производительные силы – это все то, с помощью чего люди воздействуют на окружающую природу в целях создания материальных благ.

Производительные силы: средства производства + люди, овладевшие техникой.

Средства производства: средства труда + предметы труда

Средства труда: орудия труда + предметы труда.

Средства труда – сложное явление, зависит от того, насколько развиты производительные силы. Производственные отношения – это те отношения, которые возникают в процессе производства материальных благ и в сфере распределения результата труда. Эти отношения возникают независимо от людей. Они зависят от уровня производительных сил. Политическая революция усилила действие нового фактора развития производительных сил – разделение труда. Это разделение привело к созданию устойчивого источника получения средств существования, который давал людям больше, чем нужно было для поддержания жизни. Вторым экономическим результатом революции, следствием появления прибавочного продукта было изменение у массы людей стимулов к труду. На первое место вступили частные стимулы: я, моя семья.

Третьим было возникновение собственности на присвоении чужого труда: появилось рабство. Взаимосвязь между пр. силами и отношениями находит свое отражение в законе соответствия производительных сил и пр. отношений, согласно которому определенному уровню развития пр. сил соответствуют определенные отношения.  

Билет 39. Общественное сознание и его структура. Соотношение общественного и индивидуального сознания.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия. Общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Общественное сознание является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения его материальных носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании. Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных

условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия. Индивидуальное сознание приобщается к общественному не через пассивное отражение, а через включение в реальную совместную деятельность и в конкретные формы общения в ее ходе.

Сознание возникает и формируется в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. А поскольку практически-преобразующая деятельность общественного человека многообразна, постольку и общественное сознание, отражающее ее опыт и содержание, столь же многообразно в своих формах, выступая как экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское сознание, а также в виде науки.  

Билет 37. Исторические формы общности людей: семья, род, племя, народность, нация. Национальные отношения в современном мире.

Для того, чтобы понять сущность общества и его элементов необходимо рассмотреть все элементы в их взаимосвязи, как составные части целого. При этом следует иметь ввиду, что социальная структура общества не является неизменной, она относительно устойчива, однако прежде всего под влиянием изменений в рамках способа производства получает новые содержательные оттенки или же качественно преобразуется. В качестве основных элементов социальной структуры общества рассматриваются исторические формы общности людей. Общность - это совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями, причем эта совокупность людей обладает рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. Первыми историческими общностями людей стали рода и племена. Род составляла группа людей, связанных кровными узами, совместным трудом, общим языком, правами, традициями и обычаями, религиозными обрядами и верованиями. Члены рода имели общее название по имени родоначальника. С расширением хозяйственных связей увеличивается численность родов, возникают племена. Племя - это объединение нескольких родственных друг другу родов, признаками племени являются: общий язык, территория, традиции и обычаи, обряды и верования, определенная экономическая общность и племенное управление.

Народность - сложилась на базе рабовладельческого и феодального способа производства.

Народности складывались из различных племен. Иногда она складывалась из разноязычных племен. Таким образом постепенно складывалось территориальная, культурная, экономическая общность, которая еще не отличалась достаточной устойчивостью. Признаки народности: название, общая территория, общий язык, собственный формирующийся уклад жизни.С возникновением капиталистической экономики происходит устранение феодальной раздробленности, укрепляются экономические связи между народностями и регионами, возникают нации. Нация - это историческая общность людей, характеризуемая общностью языка и самосознания, общностью экономической жизни и территорией, некоторыми особенностями психологии людей, бытовых и культурных традиций, а также этническими особенностями культуры и характера людей.

Нации и межнациональные отношения. В процессе возникновения наций национальный вопрос был связан с задачами по свержению феодализма и освобождению от чуженационального гнета. В эпоху империализма национальный вопрос превратился в вопрос межгосударственный, слился с общим вопросом об освобождении колониальных народов, развился в вопрос национально-колониальный. Он оказался тесно связанным с крестьянским вопросом, ибо основную массу участников национального движения составило крестьянство. С Октябрьской революцией начинается эпоха социалистических и национально-освободительных революций, эпоха ликвидации колониальной системы. В современную эпоху межнациональные отношения обострились в ряде европейских государств. Пример тому - Югославия(сербы-албанцы), Англия(англичане-ирландцы), Турция(турки-курды), в России (чечены-русские).  

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

ПРИРОДНЫЙ ПАРК , охраняемый обширный участок природного или культурного ландшафта; используется главным образом для рекреационных целей (напр., организованного туризма). В отличие от заповедников, резерватов и некоторых других охраняемых территорий режим охраны в природных парках наименее строгий. Природные парки имеются в Финляндии, Австрии, Германии, Индонезии, на Украине и в других государствах. См. также Национальный парк.

ПИНОЛЬ (от нем . Pinole), подвижная в осевом направлении гильза в задней бабке металлорежущего станка, в которой закрепляют обрабатывающий инструмент или центр для поддержания детали.

ГЕХТ Семен Григорьевич (1903-63) , русский писатель. Был репрессирован. Книги: "Человек, который забыл свою жизнь" (1930), "История переселенцев Будлеров" (1930), "Сын сапожника" (1931), "Веселое отрочество" (1932), "Поучительная история" (1939), "Будка Соловья" (1957), "Воспоминания" (1960), "Долги сердца" (1963) и др.