Топливные элементы
Топливные элементы
Страница 15

Билет 46. Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни общества.

Нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо.

Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. Нравственное поведение должно отвечать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой. Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простыми и понятными формами отношений людей. Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Этика (от греч. - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Этика рассматривалась как практическая философия. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные элементы: нравственный идеал, нравственная потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства.

В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде понимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние, и, прежде всего просматривается такая связь с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.  

Билет 44. Общественно-экономическая формация как социальный организм. Базис и надстройка. Материализм позволил обнаружить общие черты в соц-экон. развитии стран и дал основание относить их к определенному общественному типу, названному общественно-экон. формацией. Основанием для типологизации является способ производства как мат-экон. основа общества, определяющая всю его внутреннюю структуру. Понятие общественно-экон. формации отражает подчиненность всех общественных явлений мат.отношениям производства. Материалистическая философия из всей совокупности общественных отношений выделила производственные отношения как главные и определяющие, как объективный критерий для различения определенных ступеней развития в общественной жизни. В способе производства нельзя произвольно менять производственные отношения, они соответствуют производительным силам объективно, порождены ими. Общество проходит в своем развитии определенные ступени (экон. общественные формации), обусловленные, например, типом производством. Доиндустриальные общества были основаны на личной зависимости работников. Переход от рабовладения к феодализму в рамках ручного труда является лишь видоизменением этой зависимости, степени внеэкономического принуждения. Но народы и страны не могут миновать машинное производство, так как это закономерность общественного прогресса. => они не могут миновать и капитализм как необходимый, определенный и объективно данный период в развитии, потому что он обусловлен потребностями существующих производительных сил. Теория общественно-экон. формации помогает понять общество как цельную соцсистему, функционирующую и развивающуюся по своим специфическим и объективным законам на основании объективно сформировавшегося способа производства. Понимание закономерностей общественной жизни связано и с рассмотрением того, как под воздействием бытия, материальных условий жизни возникают различные общественные связи и отношения, формируются интересы людей. Исключительно важное значение в материалистическом понимании этих процессов принадлежит понятиям "базис" и "надстройка". Базис - это экон. строй общества, система производственных отношений (отношений собственности, обмена, распределения), соответствующих уровню развития производительных сил. Над базисом возвышается соответствующая ему надстройка, включающая общественное сознание (идеи, теории, взгляды), идеологические отношения, закрепляющие их общественные организации и учреждения. Надстройка формируется с четко определенной целью - укреплять и развивать породивший ее базис. Базис определяет характер и содержание надстройки лишь в общем. Реализация этих его объективных требований осуществляется через деятельность соцгрупп и классов, конкретных людей, ставящих перед собой различные политические цели и действующих в специфических условиях жизни. Здесь налицо диалектическое взаимодействие общего и особенного. Если из понятия сразу пытаются сделать прямой переход к практической задаче, вне связи с реальными возможностями ее решения, то это неизбежно ведет к волюнтаризму. В этих условиях усиливается роль полит. надстройки в консолидации сил нации для решения задач прогрессивного развития страны. В развитых странах эта консолидация осуществляется через создание правового государства и развитие демократии. Но для существования их необходимо наличие определенных производственных отношений, т.е. отношений собственности, обмена и распределения. Надстройка оказывает сильное обратное воздействие на базис.Она может способствовать развитию базиса, может тормозить его развитие. Активность ее вытекает из того, что это - сфера практической деятельности людей, которые реализуют свои интересы, стремятся изменить сложившуюся систему производственных отношений. На это их толкают прежде всего материальные интересы. => на передний план выходят приоритеты политики над экономикой. При этом обществу следует отказаться от силовых приемов решения соцпроблем. Ни природа, ни общество не выносят резких скачков, все должно проходить в рамках естественно-исторического процесса, в котором должны теперь победить рациональные методы решения проблем. Формирование нового базиса предполагает коренное изменение производственных отношений на принципах соц.рыночной экономики. Должна создаваться надстройка, которая в состоянии эффективно осуществить проведение научно-обоснованной политики движения к рынку, создание правового государства, развитие демократии и гласности, утверждение принципов общечеловеческой морали, развитие научного мировоззрения, культуры и науки.  

Билет 47. Эстетическое сознание, его сущность, структура и функции.

Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность. Эстетическое сознание отражает окружающий мир в эмоционально оцениваемых образах. Своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей. Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека. Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности. В эмоциональный, рациональный и деятельный. Эстетическая потребность проявляется в стремлении преобразовать мир. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека. В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Эстетические чувства - это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы. Эти чувства стимулируют социальную активность человека. Они помогают воспринимать мир и искусство как близкие нам и стимулируют творческую активность. Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал. Эстетический вкус - это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве. Эстетический вкус определяется мировоззрением личности. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент эстетического сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также регулятивные функции, но на более высоком уровне. Он содержит в себе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее. В эстетическом идеале отражена сложность общественных отношений, причем она может быть показана не в открытой форме. Следует отметить, что процесс формирования прогрессивного эстетического идеала очень длительный и сложный процесс. Он становится регулятором эстетического сознания человека или общества. Но и сам идеал изменяется под влиянием изменяющейся жизни. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство. Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество. В искусстве как в специфической форме общественного сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах, потребностях, вкусах. Итак, эстетическое сознание и его высший продукт - искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и направленность в будущее.

Билет 45. Политическое сознание и правовое сознание, их роль в общественной жизни.

Политическое сознание (ПС) занимает особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. ПС принадлежит ведущая роль, так как выражает материальные и политические интересы субъектов. ПС может испытывать воздействие со стороны, например, религии, права, науки и т.п. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их место в государстве, а также отношения между нациями и государствами. ПС - это система знаний и оценок, благодаря которым происходит осознание области политики субъектами. Оно является необходимым элементом функционирования политической системы. Уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический.

Обыденно-практическое ПС возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Это сознание нестабильно, ибо зависит от условий жизни, эмоций. В то же время оно статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления. Обыденное сознание противоречиво, его выводы не всегда бывают справедливыми. Носителями обыденного сознания являются все члены общества. Выражением обыденного сознания является общественная психология с такими элементами, как потребности, интересы, ценности, традиции, внушаемость и т.п. В нем отражается отношение субъектов к государственной власти.

Теоретическое ПС (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. В теоретическом ПС политические взгляды и интересы класса должны быть представлены убедительной теорией и для функционирования общества, и для развития. Господствующая политическая идеология может оказывать большое влияние на общественное сознание в целом, используя при этом науку, право, искусство, религию и средства массовой информации. Теоретическое ПС выступает в качестве способа отражения политики и имеет определенную структуру, включающую следующие элементы: 1) систему научных знаний о политической жизни(политические теории); 2) концепции политического развития, опирающиеся на реальную политическую практику; 3) политические идеи, являющиеся основой для новых политических теорий; 4) конкретные политические программы.

ПС призвано закреплять и совершенствовать достигнутый уровень политической практики.

Правовое сознание оказывает воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под ПрС понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). ПрС выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. ПрС изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества. ПрС теснее всего взаимодействует с политическим сознанием и нравственным, занимает промежуточное положение между ними.

ПрС возникает с появлением политической организации общества. Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. Нормами права регулируются общественные отношения. Правовые отношения - это отношения между отдельными людьми, организациями, связанными друг с другом обязанностями и правами.

Правовое государство отличается от неправового содержанием и качеством законов, они должны быть более справедливыми, гуманными, закрепляющими права каждого человека. В отличие от неправового государства правовое осуществляет управление обществом через законы, основой которых является гражданское общество. В создании правового государства большую роль играет ПрС. В структуру ПрС входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология призвана достаточно глубоко отразить правовую и политическую реальность, она характеризуется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию. Правовая идеология включает в себя теорию государства и права, систему знаний о правовой основе, теорию правового развития. В правовой идеологии отражены те задачи, которые стоят перед обществом в отношении правового регулирования. В структуре ПрС по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое сознание. Уровни отражения действительности: обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание формируется стихийно в повседневной практике людей. Профессиональное и теоретическое правосознание являются отражением существенных связей и закономерностей действительности.  

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

РЫКУНОВ Лев Николаевич (р . 1928), российский геофизик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984). Основные труды в области сейсмологии, сейсмометрии и сейсмотектоники.

ЯПОНЦЫ (самоназвание - нихондзин) , нация, основное население Японии (123,6 млн. человек). Общая численность 125,6 млн. человек (1992). Язык японский. Верующие в основном синтоисты и буддисты, есть христиане и последователи синкретических культов.

ЛОНДОНСКОЕ КОРОЛЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО (The Royal Society , London), ведущее научное общество Великобритании, один из старейших научных центров Европы. Основано в 1660. Среди инициаторов Р. Бойль. В числе первых руководителей. - Р. Гук, К. Рен, И. Ньютон. Св. 1 тыс. членов. Издает "Философские записки" - один из старейших научных журналов мира (с 1665).