Топливные элементы
Топливные элементы
Страница 10

Билет 34. Человек, его природа и сущность. Человек, индивид, личность.

Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и др., т.е. целого комплекса наук.

Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.

Большинство современных ученых считают, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию.

Благодаря своей физически-духовной организации, только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.

Социальная сущность человека выделена в определении, данном К. Марксом. Он писал, что " .сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений ."

Итак, человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. С понятием человека тесно связано понятие индивида. Под индивидом

мы понимаем отдельного представителя человеческого рода. Понятия "человек" и "индивид" соотносятся как общее и единичное. Индивид соединяет в себе общее, которое в то же время характеризуется специфическими чертами. Индивид - это понятие, фиксирующее единичный и в то же время родовой признак - принадлежность субъекта к человеческому роду. Индивид (индивидуум) - (лат. неделимое, особое) означает отдельного человека, данную личность, наделенную неповторимыми, индивидуальными свойствами, отличающими ее от других.

Следующим ключевым понятием в решении проблемы человека является понятие "личность". Оно отражает социальную, сущностную характеристику человека. Личность, персона (от лат. - маска, роль актера). Так называли индивида уже в период античности, т.к. он является не только природным организмом, но выступает и в социальном качестве. Все относящееся к личности (персоне) называется личностным, или персональным. В ходе исторического развития, с накоплением знаний о человеке изменялось и понятие личности.

Личность - это выражение общественных отношений и функций человека как субъекта деятельности, познания и совершенствования мира. Она формируется в процессе деятельности и общения.  

Билет 32. Социальная структура общества и ее развитие. Марксистская теория классов и теория социальной стратификации. Концепция социальной мобильности.

Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях, представляет собой органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Необходимо отметить, что подход к изучению социальной структуры общества, как в прошлом, так и в настоящее время остается различным. Для диалектико-материалистического понимания истории особенно характерно то, что в качестве основы социальной структуры общества рассматривается развитие материального производства и те различия, которые связаны с материальными сторонами жизни людей. Исходя из этого, под социальной структурой общества понимается исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей и отношений между такими элементами общества как целого, какими являются классы и иные социальные группы, социально-профессиональные и социально-демографические группы, исторические формы общности, семья.

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам (социально-классовым, социально-профессиональным, социально-демографическим, этническим и т.д.).

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии.

В западной социологии в отличие от материалистической социальной философии особое место занимает теория социальной стратификации, обозначающей систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества со своих Измеряются и выделяются страты по различным критериям и признакам (занятость, доходы, бытовые условия, образование, религиозные убеждения и т.д.). Различают одномерную, т.е. осуществляемую по какому-то одному признаку, и многомерную структуру, основанную на ряде признаков стратификацию.

Социальная стратификация позволяет достаточно детально изучать, причем с различных позиций, социальную дифференциацию, внутреннее расслоение в обществе и сложную систему связей между стратами, прослеживать противоположные потоки социальной мобильности (Социальная мобильность – явление перехода больших масс людей в силу различных причин из одного социального слоя в другой) и т.д. Из недостатков этого подхода следует отметить известную произвольность выбора признаков и критериев выделения страт, а наряду с этим и отсутствие должного внимания к основным разрезам социальной структуры, очерченным выше.

Социально-классовая структура общества: Класс - это большие группы людей, на которые разделялось общество в определенные периоды его истории. Обобщив различные взгляды относительно происхождения и сущности классов, Маркс смог разработать научную, материалистическую теорию классов, связав их возникновение и существование с развитием материального производства.

Классы возникли в период разложения родового слоя. Основной предпосылкой расслоения общества на классы явилось сочетание двух процессов: развития производительных сил и общественного разделения труда. Поскольку решающим условием жизни и развития общества является материальное производство, постольку именно оно и составляет действительную основу деления общества на классы.

Развернутое определение классов дал В.И. Ленин, в этом определении выделяются следующие основные признаки, по которым возможно определить принадлежность людей к тому или иному классу: 1) место в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в общественной организации труда; 4)способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс.

Таким образом, социальная структура общества носит сложный характер. В ней выделяются различные по характеру и общественной роли социальные общности, складываются сложные взаимосвязи между ними.  

Билет 35. Государство, его сущность, происхождение, основные признаки, функции и формы.

Предметом особых дискуссий является вопрос о происхождении государства.

Античная философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Быть членом общества означало быть членом государства, следовательно, действовать в соответствии с его законами. Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения государства, представителями которой были Т. Гоббс, Ж. Руссо, А. Радищев. Они полагали, что государство возникло в результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это - сила, служащая всему обществу: и богатым и бедным, оно формируется для обеспечения мира и безопасности граждан.

С середины XIX века возникает новая, классовая теория происхождения государства, которая получает свое логическое завершение в марксистской теории государства. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы.

Решение проблемы происхождения государства определяет и ответ на вопрос о его сущности.

Государство, таким образом, представляет систему организованной политической власти, направленной на регулирование как классовых, так и других социально-политических отношений Оно является формой общественного сосуществования всех членов общества, выражая и охраняя права, обязанности и свободу каждого. Если партии и другие общественные организации представляют интересы отдельных классов и социальных групп в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес. Все это дает право сформулировать следующее его определение: государство есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной территории.

Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние: конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной защиты населения и т.д. - направлены прежде всего на управление общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая - направлены на отстаивание интересов в межгосударственных отношениях.

Государства различаются по форме, которая включает в себя: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Федеративное - представляет объединение нескольких крупных, относительно самостоятельных территориальных образований (штаты, земли и т.д.) на основе договора, конституции.

Конфедерация - временное объединение самостоятельных государств. Монархия - государство, главой которого является один человек. Республика, власть в ней осуществляется выборными органами. Она может быть парламентской и президентской.  

Билет 33. Объективные и субъективные факторы в историческом процессе и их взаимосвязь. Роль народных масс и личности в истории.

Известно, что экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы. Интересы являются мощной побудительной силой, заставляющей действовать исторических субъектов, т.е. отдельных индивидов, классов, нации или другие общественные группы. Поскольку положение классов, социальных групп в системе экономических отношений неодинаково, различны и их интересы. Борьба за реализацию потребностей класса, группы и выступает как борьба за удовлетворение их интересов. При этом различают интересы основные и неосновные, материальные и духовные. Учет интересов различных общественных групп в экономической и политической сфере деятельности людей играет огромную роль.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его "участников" - и социальных общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. История есть результат деятельности всех индивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-разному, выступают в качестве субъектов истории и ее движущих сил.Но до уровня субъекта поднимаются те кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. При этом общая тенденция исторического процесса состоит в том, что в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы. Люди сами творят свою собственную драму-историю, причем побуждают их к историческому действию их потребности и интересы. Общество, таким образом, выступает как саморазвивающаяся система. Источником же общественного саморазвития являются социальные противоречия, а движущими силами - субъекты истории и те средства, факторы, которые обеспечивают разрешение этих противоречий и поступательное движение общества. Особое место среди субъектов истории занимают народные массы.

В сравнительно недавнем прошлом в социологии практически безраздельно господствовали взгляды, согласно которым историю по своему произволу творят короли и государственные деятели, законодатели и полководцы.Научный, причем однозначный, ответ на поставленный выше вопрос дали создатели диалектико-материалистической социальной философии. Народ - вот подлинный творец истории. Такое решение прямо вытекает из основных положений материалистической социологии. Действительно, если основу, фундамент истории составляет материальное производство, то, очевидно, первую роль в истории надо отдать тем, кто осуществляет процесс производства материальных благ и движет его вперед.

Народные массы - это, прежде всего трудящиеся массы данного общества, а также те классы и социальные группы, которые способны решать в данную эпоху в данной стране прогрессивные исторические задачи. В сфере социально-политической решающая роль народных масс обнаруживается в переломных пунктах истории, в частности, в периоды социальных революций. Наконец, определяющая роль в конечном счете принадлежит народу и в духовной сфере. Только труд народа в материальном производстве создает надлежащую основу для творчества создателей ценностей искусства, научной и иных видов духовной деятельности, народное творчество - источник образов для художников, литераторов.

Cам народ состоит из личностей, причем роль каждой из них не равна нулю. Великий человек решает задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом развития общества, он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений, он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Его сила - это сила общественного движения, которое стоит за его спиной. В этом принципиальное различие в оценке роли личности в диалектико-материалистической философией и ее противниками. Материалистическая социальная философия идет при оценке роли личности от масс к личности, а не наоборот.Влияние личности на ход истории зависит от того, насколько многочисленна та масса, которая идет за ней, также ошибочны анархистские установки: никаких авторитетов. Итак, роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью помогает классу, массам успешно решать поставленные объективным ходом истории задачи общественного развития.  

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ЦИНЬ ШИХУАНДИ (259-210 до н . э.), правитель (246-221) царства Цинь, император (с 221) Китая. Создал единую централизованную империю Цинь (221-207). Противник конфуцианства (по его указу сожжена гуманитарная литература и казнены 460 ученых), сторонник школы фацзя.

ВВЕДЕНИЕ (введение во храм Богородицы) , один из религиозных двунадесятых праздников.

УЛЬТИМАТУМ (позднелат . ultimatum, букв. - доведенное до конца), в международном праве выраженное в дипломатическом документе или в устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование правительства одного государства, предъявляемое правительству другого государства, под угрозой того, что в случае невыполнения этого требования к указанному сроку выдвинувшее ультиматум правительство примет определенные меры.