Роль различных веществ в питании человека
Роль различных веществ в питании человека
Страница 3

Благодаря работам наших советских ученых стало известно, какие амино­кислоты и в каких количествах входят в состав белков различных пищевых продуктов, а также в состав белков различных тканей и органов человеческого тела. Можно думать, что для организма наиболее полезны белки, сходные по содержанию я них различных аминокислот с белками тканей и органов. Так, например, если сравнить содержание аминокислот в яичном белке и в яичном желтке, то оказывается, что желток значительно ближе к животному организму, а потому он считается более полноценным. Для растущего организма, особенно для грудных детей и детой младшего возраста, наиболее ценным является молоко, в том числе его белки. Никакими питательными смесями его нельзя заменить, так как рост и развитие ребенка идут нормально только при наличия молока, которое является источником необходимых пищевых веществ.

Молочные белки по своей питательной ценности имеют большое значение и для питания организма взрослого человека, в пищу которого входят в значительных количествах также белки других продуктов животного и расти­тельного происхождения, как, например, мяса, хлеба, круп, овощей.

Из работ советских ученых известно, что белки большинства круп по содер­жанию аминокислот значительно отличаются от белков нашего тела, но, комби­нируя их с другими продуктами, особенно с продуктами животного происхож­дения, можно получить смесь белков, близких к белкам человеческого орга­низма. Так, например, гречневая крупа содержит белок, в котором мало неко­торых важных для организма аминокислот, но при употреблении гречневой каши с молоком этот недостаток восполняется. Еще меньше пушных амино­кислот в белках пшена, но когда в суточном пищевом рационе человека содер­жатся также другие продукты — мясо, картофель и пр., то в результате получившиеся белки, удовлетворяющие потребностям организма.

Отсюда вывод: чем разнообразнее продукты питания человека, тем больше он получит с пищей белков достаточно высокого качества.

За то, как велико значение белка в питании, указывает ряд конкретных фактов, накопленных нашими советскими учеными.

Научными исследованиями доказано, что рост и развитие ребенка про­исходят лучше всего в том случае, когда он получает белок в количестве, необходимом для удовлетворения потребности его организма: количество это различно в зависимости от возраста. Так, ребенок грудного возраста должен полу­чать в сутки около 5 г белка на 1 кг веса, ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет - 3,8—4 г, от 3 до 8 лет — около 3- З,5г., а школьники от 2 до 3 г на 1 кг веса.

При недостаточном количестве белка в пище задерживается рост II общее физическое развитие ребенка. Однако избыток белка не способствует росту и развитию, а, наоборот, ухудшает их. Так, установлено, что дети в возрасте от 1 года до 3 лет, получая свыше 4 г белка на 1 кг веса, теряли аппетит, вследствие чего в их организме отлагалось меньше белка.

Эти наблюдения показывают, что для растущего организма существуют наи­более благоприятные (оптимальные) условия белкового питания, при которых детский организм лучше всего развивается.

Значение белка для организма установлено также путем изучения тех на­рушений в организме, которые возникают при длительном недостатке белка в питании. Такие исследования проводились и проводятся на лабораторных животных, — на белых крысах. Установлено, что если белок составляет 18% об­щего числа калорий суточного рациона этих животных, то рост и развитие их идут нормально. При снижении белка до 9% и добавлении соответствующих количеств жиров и углеводов, взамен недостающих 9% белка рост животных сильно замедляется, а при 3% белка он останавливается, и вес животных сни­жается по сравнению с исходным; животное отстает в половом развитии, наблюдается также ряд изменении в печени, щитовидной железо и др. При переводе животных на нормальное питание с 18% белка организм постепенно восста­навливается, животное прибавляет в песо, то рост его отстает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

УКАЗ , в ряде стран нормативный акт главы государства.

ПЕТРОВ-БИРЮК (наст . фам. Петров) Дмитрий Ильич (1900-77), русский писатель. Трилогия "Сказание о казаках" (кн. 1-3, 1935-51), исторический роман "Дикое поле" ("Кондратий Булавин", 1945), дилогия о Гражданской войне ("Юг в огне", 1957; "Перед лицом Родины", 1963).

ЯНСОНС (Jansons) Арвидc Кришевич (1914-84) , латышский дирижер, народный артист СССР (1976). В 1944-1952 дирижер Латвийского театра оперы и балета (ныне Национальная опера Латвии), с 1947 также симфонического оркестра Латвийского радио, с 1952 2-й дирижер Ленинградского симфонического оркестра, одновременно в 1961-68 руководитель симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Профессор Ленинградской консерватории (с 1972). Государственная премия СССР (1951).