Роль различных веществ в питании человека
Роль различных веществ в питании человека
Страница 2

Роль белка в питании. В состав каждого живого организма, каждой его клетки входит белок. Без белка не может быть жизни. Откуда же организм получает белки и каким образом из белков пищи строится белок в нашем организме?

В состав пищи человека входят различные продукты животного и раститель­ного происхождения, которые и являются источником белка. Так, известны белки мяса, яйца, молока и молочных продуктов. Это белки животного про­исхождения; их считают наиболее полезными для организма или, как принято говорить, полноценными белками. Крупы, хлеб, овощи, картофель и другие растительные продукты тоже содержат белки, которые имеют большое значе­ние в питании человека.

Белки—сложные вещества; от жиров и углеводов они отличаются тем, что в их состав входит азот. Никакие другие вещества не могут их заменить. Источником белков организма являются белки нищи.

Для того чтобы белки, входящие в состав нитевых продуктов, могли быть использованы для построения белков тканой и органов человеческого тола, они должны пройти сложный путь в организме. Питательные вещества нашим клет­кам доставляет кровь, в которую эти вещества попадают из пищеварительного аппарата уже после переработки их пищеварительными соками. Пищеваритель­ные соки выделяются особыми железами в различных отделах пищеварительного канала. В пищеварительных соках содержатся особые вещества, так называемые ферменты, под влиянием которых сложные пищевые вещества расщепляются на более простые, способные переходить в раствор и через ворсинки кишечника поступать в кровь или лимфу.

Расщепление сложных белков на более простые начинается в желудке, железы которого выделяют соляную кислоту и фермент пепсин. В присутствии соляной кислоты сложные белки под влиянием пепсина распадаются на более простые — альбумозы и пептоны. Окончательное расщепление альбумз и пептонов происходит в тонких кишках, где на пищу действует сок, вырабаты­ваемый поджелудочной железой, изливающийся и первый отдел тонких кишок, в так называемую двенадцатиперстную кишку, а также сок, вырабатываемый стенками кишечника. Эти соки содержат разнообразные ферменты, расщеп­ляющие белки, жиры и углеводы. Альбумозы и пептоны под влиянием этих ферментов расщепляются до еще более простых веществ, так называемых ами­нокислот. Последние растворяются в кишечном соке и всасываются через вор­синки кишечника в кровь.

Как показали исследования химиков и физиологов, аминокислоты являются тем исходным материалом, из которого строятся белки органов и тканей животных и человека. По мере развития химии был открыт ряд аминокислот, входящих в состав белков, как пищевых продуктов, так и человеческого орга­низма. Все аминокислоты содержат углерод, азот, водород, кислород, и в настоящее время известны аминокислоты, которые содержат, кроме того, и серу. В зависимости от того, в каких количествах входят аминокислоты в состав того или иного белка, как они соединяются между собой, изменяется и состав сложного белка, являющегося основой всякой живой клетки. Однако вес белки обладают некоторыми общими свойствами. Как всем известно, белки куриного яйца приварке свертываются, — яйцо становится крутым. Если подо­греть до кипения начинающее киснуть молоко, то его белки тоже свертываются и отделяются от жидкой части в виде крупинок. При добавлении к раствору того или иного белка какой-либо кислоты, например уксусной, белок выпадает в виде хлорина. Так, если к молоку прибавить уксусной кислоты, то образуются хлопья молочного белка — казеина

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ТРИСМЕГИСТ (греч . трижды величайший), в греческой мифологии прозвище Гермеса как покровителя магии.

ФИТЕЛЬБЕРГ (Fitelberg) Гжегож (1879-1953) , польский дирижер и композитор. Один из основателей и член творческого объединения композиторов "Молодая Польша". Работал в Петрограде и Москве (1914-21), в Париже. Основатель и дирижер (1934-39) Большого оркестра Польского радио. С 1947 руководитель симфонического оркестра в Катовице.

РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им . А. И. Герцена (РГПУ; Санкт-Петербург), преобразован в 1991 из Ленинградского педагогического института (ведет историю с 3-го Петроградского педагогического института, основан в 1918). Подготовка учителей начальной и средней школы, воспитателей, педагогов, дефектологов и др. Имеется факультет народов Севера. В 1993 св. 17 тыс. студентов.