Топливные элементы
Топливные элементы
Страница 19

Билет 54. Понятие цивилизации. Цивилизация как соцкультурное явление. Мировая цивилизация и основные этапы ее становления и развития.

Понятие цивилизации происходит от латинского слова "civis" "гражданин". По мнению большинства современных исследователей, цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование.

С точки зрения эволюции выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в осмыслении грандиозного объема информации, которую предоставляет исторический процесс. Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные.

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей - форм человеческого общения.

Традиционными обычно принято называть такие цивилизации, в которых жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни.

Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.  

Билет 52. Понятие культуры. Единство и многообразие культур.

Термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Кант рассматривал культуру прежде всего с позиций морального сознания. Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского сознания человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

Можно сказать, что культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни, "вторая" искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура.

Культура - это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого существа, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли.

В структуре можно выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элементов состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена. Если первый класс элементов характеризует культуру как систему эталонов общественного поведения людей, то второй - как систему, осуществляющую социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся системы просвещения и образования, средств массовой информации и коммуникации, различные виды культурного сервиса.

Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной культуры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа.

Культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Продукты культуротворческой деятельности подвергаются своеобразной проверке, социальному отбору: одни из них сразу входят в культурный оборот и становятся составляющей культурного прогресса, для других требуется время, чтобы они были осознаны и включены в социальную практику. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция культуры называется ценностно-ориентационной.

Таким образом, культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.  

 

Билет 53. Производственные отношения. Понятие, сущность и структура.

Материализмом открыт всеобщий закон развития материального производства - закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Основной материалистический тезис, выражающий его сущность, состоит в том, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных, производительных сил. Производительные силы и производственные отношения составляют способ производства материальной жизни, который обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Производственные отношения всегда выступают как социально-экономическая форма развития производительных сил. Порожденные реально существующими производительными силами, производственные отношения призваны укреплять и прогрессивно развивать породившие их производительные силы.

Новые производственные отношения открывают более широкий простор для развития  

Страницы: 15 16 17 18 19 20

ЯНТАРЬ (от литов . gintaras, латыш. dzintars), ископаемая смола хвойных деревьев верхнемелового - палеогенового периодов. Химический состав С10Н16О4 (формула приблизительная). Образует желваки и отдельные зерна различных оттенков от светло- до буро-желтого. Твердость 2-3; плотность ок. 1,1 г/см3. Диэлектрик. Ценный поделочный материал. Для получения сплошных масс янтарная мелочь обрабатывается под давлением при повышенных температурах. В России - крупнейшее в мире промышленное месторождение в Калининградской обл. (пос. Янтарный).

САРАЙ-КОМАР , название г. Пяндж в Таджикистане до 1931.

ЖЕНЕ (Genet) Жан (1910-86) , французский писатель. В первую половину жизни - бродяга и вор, в 1948 приговорен к пожизненному заключению, отмененному по ходатайству литераторов. В автобиографических романах "Богородица в цветах" (1942), "Чудо розы" (1946), документальном "Дневнике вора" (1949-50) - своеобразная, через обращение к приемам "черного" гротеска, героизация преступления; мотивы тотального разрушения и поругания в драмах "Служанки" (1947), "Балкон" (1956), "Ширмы" (1961), построенных в духе абсурда драмы.