Редкие металлы-металлы будущего
Редкие металлы-металлы будущего
Страница 5

Таким образом, обеспечить свою страну жизненно необходимыми ей редкими металлами можно довольно быстро и с не очень большими затратами. Геологическая служба страны (буквально за 2-3 ближайших года) способна провести широкую ревизию отвального хозяйства горнодобывающих и химико-металлургических предприятий России, проверить на редкие металлы нефтеносные и угольные бассейны страны; апробировать новейшие технологические схемы утилизации полезных (и токсичных) металлов из всех попутно получаемых продуктов. Особых ассигнований на это не потребуется. Просто необходимо несколько переориентировать тематику работ сырьевых институтов Министерства природных ресурсов России.

Литература

Месторождения литофильных редких металлов. Под редакцией Овчинникова Л. Н., Солодова Н. А. М., Недра, 1980.

Солодов Н. А. Формационные типы редкометальных карбонатитов. // Отечественная геология, № 6, 1996.

Солодов Н. А. Условия образования крупных и богатых редкометальных месторождений. // Геология рудных месторождений, т. 39, № 5, 1997.

Солодов Н. А. Концепция экстренного обеспечения России редкими металлами. // Минеральные ресурсы России. Экономика управления, № 4, 1992.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

› Многие редкие металлы, долгое время почти не находившие применения, сейчас широко используются в мире. Они вызвали к жизни целые новые области современной промышленности, науки и техники - такие, как солнечная энергетика, сверхскоростной транспорт на магнитной подушке, инфракрасная оптика, оптоэлектроника, лазеры, ЭВМ последних поколений.

› Используя низколегированные стали, содержащие всего 0,03-0,07% ниобия и 0,01-0,1% ванадия, можно на 30-40% снизить вес конструкций при строительстве мостов, многоэтажных зданий, газо- и нефтепроводов, геологоразведочного бурильного оборудования и т. п. При этом срок службы конструкций увеличивается в 2-3 раза.

› Магниты с использованием сверхпроводящих материалов на основе ниобия дали возможность построить в Японии поезда на воздушной подушке, развивающие скорость до 577 км/ч.

› В рядовом американском автомобиле используется 100 кг стали марки HSLA с ниобием, ванадием, редкими землями, 25 деталей из медно-бериллиевых сплавов, цирконий, иттрий. При этом вес автомобиля в США (с 1980 по 1990 год) уменьшился в 1,4 раза. С 1986 года автомобили начали оснащаться неодимсодержащими магнитами (37 г неодима на один автомобиль).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ПЕППЕЛЬМАН (Poppelmann) Маттеус Даниель (1662-1736) , немецкий архитектор. Представитель позднего барокко. В дворцовом ансамбле Цвингер в Дрездене (1711-22) ясность планировки сочетается с изяществом и динамикой объемов и скульптурного декора.

АРАГОНИТ , минерал класса карбонатов, Ca[CO3]. Бесцветный, белый, серый, фиолетовый до черного. Твердость 3,5-4,0; плотность ок. 3,0 г/см3. Кристаллы игольчатые, агрегаты ветвистые, натечные (железные цветы) и др. Разновидности: конхит - основная составная часть (наряду с хитином) жемчуга и перламутрового слоя раковин моллюсков; гороховый камень - сцементированные оолиты арагонита. По происхождению гидротермальный и гипергенный.

ДЖЕНТИЛИ (Gentili) Альберико (1552-1608) , итальянский юрист, один из основоположников современной науки международного права. Основные работы: "О посольском праве" (1585), "О праве войны" (1598).