Физическая связь Физическая связьСтраница 17
И хотя для большинства частиц n=4, но есть и частицы, для которых n=5 и 6.
Рассмотренные выше примеры относились случаю межмолекулярной водородной связи, но нередко водородная связь объединяет части одной и той же молекулы, т.е. является внутримолекулярной. Это характерно для многих органических веществ; именно посредством водородных, а не химических, ионных или ван-дер-ваальсовых связей формируются вторичная структура белков, а также структура гидратных оболочек у минеральных солей и органических веществ. Водородные связи играют основную роль в формировании также третичной и четвертичной структуры глобулярных белков. Предполагают, что действие памяти связано с хранением информации в конфигурациях с водородными связями.
В большинстве случаев образования внутримолекулярной водородной связи водород входит в плоское шестичленное кольцо; если возникновение такого цикла затруднено, то внутримолекулярная водородная связь обычно не образуется. Вот несколько примеров образования внутримолекулярной водородной связи:
![]() | ![]() | ![]() | |||
ЧАРОИТ , минерал подкласса цепочечных силикатов. Волокнистые массы и длинностолбчатые агрегаты красивого фиолетового цвета. Твердость 5,5; плотность 2,5-2,6 г/см3. Образуется в щелочных сиенитах. Ценный поделочный камень. Единственное месторождение - на р. Чара.
ФЕБА , спутник Сатурна, открыт У. Пикерингом (США, 1898). Расстояние от Сатурна 12,95 млн. км, диаметр ок. 220 км, сидерический период обращения 550,4 суток.
ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм (1775-1854) , немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней ("потенций"), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Метод усмотрения этого единства - интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство - высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности ("Система трансцендентального идеализма", 1800). Абсолют - недифференцированное тождество природы и духа, субъекта и объекта. Через самораздвоение и саморазвитие абсолюта осуществляется его самопознание. Источник зла - свободное отпадение человека от абсолюта; предпосылкой этого Шеллинг вслед за Я. Беме считал наличие "темной основы" в Боге.


