Химия меди Химия медиСтраница 4
В химическом отношении медь занимает промежуточное положение между элементами первой плеяды VIII группы и щелочными элементами I группы периодической системы. Ниже приведены значения потенциалов ионизации атомов меди (в эВ):
|
Заполненная d-оболочка меди менее эффективно экранирует s-электрон от ядра, чем оболочка инертного газа, поэтому первый потенциал ионизации меди выше, чем у щелочных металлов. Так как в образовании металлической связи принимают участие и электроны d-оболочки, теплота испарения и температура плавления меди значительно выше, чем у щелочных металлов, что обусловливает более «благородный» характер меди по сравнению с последними. Второй и третий потенциалы ионизации меньше, чем у щелочных металлов, что в значительной степени объясняет проявление свойств меди как переходного элемента, который в степени окисления II и III имеет парамагнитные свойства окрашенных ионов и комплексов. Медь(I) также образует многочисленные соединения по типу комплексов переходных металлов (табл. 1).
Таблица 1
Состояние окисления и стереохимия соединений меди.
|
Состояние окисления |
Координационное число |
Геометрия |
Примеры соединений |
|
Cu(I) d10 |
2 |
Линейная |
Cu2O |
|
3 |
Плоская |
K[Cu(CN)2] | |
|
4 |
Тетраэдр |
Cu(I) | |
|
Cu(II) d9 |
4 |
Тетраэдр (искажённый) |
Cs[CuCl4] |
|
5 |
Тригональная бипирамида |
[Cu(Dipy)2I]+ | |
|
5 |
Квадратная пирамида |
[Cu(ДМГ)2]2(тв) | |
|
4 |
Квадрат |
CuO | |
|
6 |
Октаэдр (искажённый) |
K2CuF4, CuCl2 | |
|
Cu(III) d8 |
4 |
Квадрат |
KCuO2 |
|
6 |
Октаэдр |
K3CuF6 |
ЯВАНСКОЕ ПИСЬМО , графика, используемая яванским и некоторыми другими языками Индонезии наряду с латиницей. Возникло из древнеяванского письма кави, модификации деванагари.
ЭТНОГЕНЕЗ (от греч . ethnos - племя, народ и ...генез), происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
УВЕРТЮРА (франц . ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.