Эндометаллофуллерены
Эндометаллофуллерены
Страница 15

13. Shinohara H., Rep. Prog. Phys. 63 (2000) 843-292.

14. Chai Y., Guo T., Jin C., Haufler R.E., Chibante P.F., Fure J., Wang L., Alford J.M., Smalley R.E., J. Phys. Chem. 95 (1991) 7564-7568.

15. Kratschmer W., Lamb L.D., Fostiropoulos K., Huffman D.R., Nature (London) 347 (1990) 354-358.

16. Lian Y., Shi Z., Zhou X., He X., Gu Z., Carbon 38 (2000) 2117-2121.

17. Бубнов В.П., Краинский И.С., Лаухина Е.Э., Ягубский Э.Б., Изв. Академии наук. Сер. Хим. 5 (1994) 805-809.

18. Huang H., Yang S., Chem. Mater. 12 (2000) 2715-2720.

19. Sun D., Liu Z., Guo X., Xu W., Liu S., J. Phys. Chem. B 101 (1997) 3927-3930.

20. Saunders M., Science 253 (1991) 330-331.

21. Pietzak B., Waiblinger M., Murphy T.A, Weidinger A., Dietel E., Carbon 36 (1998) 613-615.

22. Murphy T.A., Pawlik Th., Weidinger A., Alcala R., Spaeth J.M., Phys. Rev. Lett. 77 (1996) 1075-1078.

23. Ohtsuki T, Masumoto K., Phys. Rev. Lett. 77 (1996) 3522-3524.

24. Бубнов В.П., Кольтовер В.К., Лаухина Е.Э., Эстрин Я.И., Ягубский Э.Б., Известия Академии наук. Серия химическая 2 (1997) 254-258.

25. Ding J., Yang S., Chem. Mater. 8 (1996) 2824-2827.

26. Kubozono Y., Maeda H., Takabayashi Y., Hiraoka K., Nakai T., Kashino S., Emura S., Ukita S., Sogabe T., J. Am. Chem. Soc. 118(1996) 6998-6999.

27. Cagle D.W., Alford J.M., Tien J., Wilson L.J., Fullerenes, edited by Kadish K.M. and Ruoff R.S. (The Electrochemical Society, Pennington, N14, 1997) 361-368.

28. Thrash T.P., Cagle D.W., Alford J.M., Ehrhardt G.J., Lattimer J.C., Wilson L.J., Fullerenes, edited by Kadish K.M. and Ruoff R.S. (The Electrochemical Society, Pennington, N14, 1997) 349-356.

29. Kikuchi K. Nakao Y., Suzuki S., Achiba Y., Chem. Phys. Lett. 216 (1993) 67-71.

30. Fowler P.W., Manolopoulos D.E. “An Atlas of Fullerenes” Oxford: Clarendon Press, 1995.

31. Yamamoto E., Tansho M., Tomiyama T., Shinohara H., Kawahara H., Kobayashi Y., J. Am. Chem. Soc. 118 (1996) 2293-2294.

32. Shinohara H., Yamaguchi H., Hayashi N., Sato H., Ohkohchi M., Ando Y. And Saito Y 1993 J. Phys. Chem. 97 4259.

33. Liu S., Sun S., Journal of Organometallic Chemistry 599 (2000) 74-86.

34. Lebedkin S., Renker B., Heid R., Schober H., Rietschel H., Appl. Phys. A 66 (1998) 273-280.

35. Lin N., Huang H., Yang S., Cue N., J. Phys. Chem. A 102 (1998) 4411-4413.

36. Nagase S., Kobayashi K., Akasaka T., Bull. Chem. Soc. Jpn. 69 (1996) 2131-2142.

37. Heiney P.A., Fisher J.E., McGhie A.R., Phys. Rev. Lett. 66(22) (1991) 2911-2914.

38. Sato W., Sueki K., Kikuchi K., Suzuki S., Achiba Y, Nakahara H., Phys. Rev. B 58 (1998) 10850-10856.

39. McElvany S.W., J. Phys. Chem. 96(12) (1992) 4935-4937.

Страницы: 11 12 13 14 15 

ЙОРДАНС (Jordaens) Якоб (19 мая 1593 , Антверпен - 18 октября 1678, там же), фламандский художник. Биография Сын торговца одеждой, с 1607 учился в Антверпене у А. Ван Норта, на дочери которого женился. С 1615 мастер гильдии св. Луки, с 1621 - декан гильдии. Испытал влияние Караваджо, Рубенса, Янсенса. Возглавлял живописную мастерскую. В 1650 перешел в кальвинизм, но продолжал выполнять заказы для католических церквей и монастырей. Писал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, портреты и бытовые сцены, мастер монументальных росписей, акварелей. Творчество В творчестве Йорданса почвенное начало фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой. Художник не бывал в Италии и, может быть, поэтому не стремился приноравливаться к итальянским образцам. Полнота оптимистического мироощущения сближает Йорданса с Рубенсом, но в отличие от последнего он не обладал такой силой художественного обобщения и героизации образов, столь неисчерпаемой фантазией. Даже религиозные и мифологические сюжеты трактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим и нравственным здоровьем, как правило, написаны с натуры. В искусстве Йорданса праздничная зрелищность сочетается с оттенком прозаической обстоятельности. Ранний период. Композиция В раннем творчестве, отмеченном влиянием Караваджо (первая датированная работа "Поклонение Волхвов", 1616, Метрополитен-музей; "Посещение Богоматери родителями Иоанна Крестителя", ок. 1616, Музей искусств, Роли, Сев. Каролина; "Поклонение пастухов", 1618, Национальный музей, Стокгольм; "Четыре евангелиста", 1617-1618, Лувр) преобладают ночные сцены, искусственное освещение, лепящее крепко моделированные объемы, плотная манера живописи. Индивидуальность молодого мастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции, где немногочисленные, но представленные в натуральную величину фигуры выдвинуты на передний план и заполняют всю поверхность картины, лишенной пространственной глубины; избранный художником низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов. Эти приемы, возможно, были связаны с активной работой Йорданса над картонами для шпалер с их законами построения композиции и пространства. В картинах на мифологические сюжеты представлены такие же полнокровные типы ("Воспитание Юпитера", Художественные собрания, Кассель; "Жертвоприношение Церере", Прадо; "Мелеагр и Аталанта", Лувр). "Аллегория плодородия" Менее удачны отвлеченно-аллегорические образы мастера, неоднократно обращающегося к теме "Аллегории плодородия" (1617, Старая пинакотека, Мюнхен; 1625-28, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Музей изящных искусств, Гент; Галерея Уоллес, Лондон; ок. 1645, Национальный музей, Копенгаген; ок. 1650, Картинная галерея, Дрезден). Самая известная брюссельская "Аллегория плодородия" кажется в целом перегруженной массивными фигурами обнаженных натурщиц. "Сатир в гостях у крестьянина" Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровые мотивы; он охотно черпает сюжеты в народных пословицах, баснях, поговорках. В музеях Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселя хранится несколько вариантов картины "Сатир в гостях у крестьянина", написанной на сюжет басни Эзопа. Козлоногий сатир, посещавший крестьянскую трапезу, удивлен двуличием людей - поведением крестьянина, который дует на кашу, чтобы ее охладить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть. И сатир и крестьянин - дети одной природы - тесно сгрудились вокруг стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, грубые ступни ног, бытовые предметы на переднем плане переданы с пластической осязательностью. Широкий плотный мазок, крупные красочные пятна синих, красных, желтых, золотисто-коричневых тонов, насыщенных оттенками, отличают картину, находящуюся в Музее изобразительных искусств в Москве (ок. 1620). Йорданс любил изображать бюргерские семьи, то беззаботно пирующие за праздничным столом, то собравшиеся вместе для семейного концерта. Среди излюбленных сюжетов - праздник "бобового короля", отмечаемый в день поклонения волхвов младенцу Христу. В картине "Бобовый король " (ок. 1638, Эрмитаж; до 1656, Музей истории искусств, Вена) царит дух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж; избегая резких светотеневых контрастов, мастер под влиянием Рубенса обращается к более мягкой горячей цветовой гамме с множеством оттенков от золотисто-розового до золотисто-коричневого. Полная грубоватого юмора бытовая сцена приобретает черты монументальной значительности. В портретах Йорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Некоторые из них близки к его картинам ("Семейный портрет", ок. 1615), более парадны портреты семьи художника (1622-1624, Прадо), четы ван Зурпелен (Национальная галерея, Лондон). Выполняя в 1630-х гг. в Антверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а затем после смерти Рубенса приобретя славу первого живописца Фландрии, Йорданс переживает творческий перелом. Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие, исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, - все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Одна из самых помпезных работ такого рода - цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск ("Домик в лесу") исполнен Йордансом совместно с Г. ван Тульденом.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА , см. Разделение труда.

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ им . В. В. Вахрушева, основан в 1917. Готовит инженеров по специальностям геологоразведки, геофизики, добычи полезных ископаемых и др. В 1991 св. 6 тыс. студентов.