Технологические и экономические аспекты производства диметилового эфира Технологические и экономические аспекты производства диметилового эфираСтраница 7
3.4. СПОСОБ ФИРМЫ «WITTEN» (Германия)
Из всех перечисленных выше способов доминирующим в производстве диметилтерефталата стал способ, разработанный фирмой «Chemische Werke Witten» и осуществленный в промышленном масштабе фирмой «lrnhausen International» (Германия). По этому способу в настоящее время выпускают в мире более 40,0% от общего производства ДМТ.
Описываемый способ вначале осуществляли в две стадии. На первой стадии п-ксилол окисляли кислородом воздуха при 130-140°С до п-толуиловой кислоты, которую этерифицировали метанолом. Оставшуюся неокисленной метильную группу в молекуле метилового эфира п-толуиловой кислоты подвергали дальнейшему окислению при 200°С в присутствии кобальтовой соли легких погонов жирных кислот в качестве катализатора и получали монометиловый эфир ТФК. При этом эфирная группа в п-метилтолуилате не разрушалась. В дальнейшем монометиловый эфир ТФК этерифицировали и очищали.
Процесс получения ДМТ постоянно изменяется и усовершенствуется. В результате синтез ДМТ стали проводить путем совместного окисления п-ксилола и метилового эфира п-толуиловой кислоты кислородом воздуха в одну стадию до п-ТК, терефталевой кислот и монометилового эфира ТФК с последующей их этерификацией; недоокисленные продукты возвращали на стадию окисления (ДМИ-диметиловый эфир изофталевой кислоты) (рис. 4).
Рис. 4. Технологическая схема производства ДМТ способом фирмы «Witten» (Германия).
3.5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ДИМЕТИЛОВОГО ЭФИРА ТЕРЕФТАЛЕВОЙ КИСЛОТЫ В РОССИИ ПО СПОСОБУ ФИРМЫ «WITTEN».
В России диметилтерефталат производят по способу «Witten». Этот процесс, включающий совместное окисление п-ксилола и метилового эфира п-толуиловой кислоты с последующей этерификацией продуктов окисления, состоит из следующих основных стадий:
1) окисление п-ксилола и метилтолуилата;
2) этерификащия;
3) дистилляция сырого эфира (ДМТ);
4) кристаллизация ДМТ;
5) дистилляция ДМТ;
6) чешуирование и упаковка готового продукта[4].
В России диметилтерефталат производят в наибольших объемах на следующих химических предприятиях
-АО" Уфанефтехим";
-Ангарский химический завод;
-ПО "Химволокно" (г. Могилев).
Места производства продукта обусловлены наличием исходного сырья и необходимых технологических установок[10].
4. Экономика производства.
В настоящее время химические волокна используют в самых различных областях - от товаров широкого потребления до космической техники. В период 1980-1992 гг. на долю химических волокон приходилось около 40% от всего потребления текстильного сырья в различных странах, а в наиболее развитых - до 50-60% [1]. В связи с созданием крупнотоннажных производств синтетических волокон на их долю приходится более 70% всего выпуска химических волокон,. а в таких странах, как США и Германия,- почти 90% [9].
РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (речь поэтическая) , реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи - в максимальной организованности и выразительно-смысловой значимости каждого ее элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при отождествлении явлений жизни человека и природы (психологический параллелизм); приобретает свойства переносить признаки с предмета на предмет по сходству (метафора) и по смежности (метонимия); сближая далекие по значению слова, формирует и развивает многозначность слова, придает речи усложненную фонологическую организацию, в т. ч. ритмичность. Делится на стихотворную и прозаическую области (см. Поэзия и Проза). Наряду с этим художественной речи свойственны и внеэстетические функции языка: установление контакта между говорящим и слушающим (автором и читателем), передача информации, прямое эмоциональное воздействие на слушателя (читателя), выражение отношения говорящего (пишущего) к предмету речи, уточнение и истолкование сообщения.
ШАРЬЯЖ (франц . charriage), то же, что тектонический покров.
РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им . А. И. Герцена (РГПУ; Санкт-Петербург), преобразован в 1991 из Ленинградского педагогического института (ведет историю с 3-го Петроградского педагогического института, основан в 1918). Подготовка учителей начальной и средней школы, воспитателей, педагогов, дефектологов и др. Имеется факультет народов Севера. В 1993 св. 17 тыс. студентов.