Становление понятий о химическом элементе
Становление понятий о химическом элементе
Страница 1

Теоретические представления о химических явлениях рассматривались в курсе философии в свете общих представлений о возникновении и исчезновении веществ. Эксперементальной же работой в области химии занимались многочисленные аптекари и алхимики. Последние, делая опыты по “трасмутации” металлов, не только открывали новые способы получения различных веществ, но и развивали натурфилософские учения древнегреческих философов Аристотеля, Эмпедокла, Левкиппа, Демокрита. Согласно этим учениям, все вещества в природе состоят из более простых частей, называемых элементами. Такими элементами по Левкиппу и Демокриту были атомы - мельчайшие частицы бескачественной первичной материи, различной только по величене и форме.

В эпоху эллинизма возникло учение о “трансмутации” (превращении), согласно которому можно, изменяя сочетание элементов, получать вещества с иными свойствами. Это учение было развито Парацельсом. Подобно алхимикам, Парацельс исходил из представления, что все вещества состоят из элементов, способных соединяться друг с другом. При разложении веществ элементы разъединяются. Но в отличии от алхимиков Парацельс подчеркнул вещественный характер трех начал: “серы” - начала горючести, “ртуть” - начала липучести, “соли” - начала огнепостоянства.

Учение о ртути, сере и соли как начала, образующих все тела, содержится в сочинениях неизвестного автора, труды которого появлялись под псевдонимом “Василий Валентин”, и получили большое распространение в 16 веке. Доказательства этого учения Парацельс видел в горении древесины. Он писал: “ Чтобы испытать это, возьми сначала дерево: это будет тело. Сожги его, тогда то, что будет гореть, - это сера, то, что будет дымить, - меркурий ( ртуть), а то, что останется золой, - соль”.

Считая,что каждый из четырех элементов Аристотеля должен состоять из этих трех начал, Парацельс писал: “ Каждый элемент состоит из трех начал: ртути, серы и соли.”

Роберт Боиль

Боиль жил в эпоху великих общественных и духовных преобразований. Однако несмотря на сильные религиозные тенденции, Бойль научными работами расчистил путь механистическому материализму в естествознании. На основании экспериментальных результатов Бойль в первую очередь выступил против учения о трех началах и четырех элементах как основе всех веществ. По его мнению, элементом следует считать вещество, которое не имеет составных частей и не может быть разложено. Этот критерий Бойль принял для определения химического элемента в значительной мере потому, что в то время считалось, что вещества, не изменяющиеся при обжиге можно назвать элементами.

Бойль доказал также, что вещества, которые он анализировал, вовсе не распадаются на три или четыре более простых вещества, как, например, золото или стекло. Из некоторых веществ могут выделяться простые “тела” в количестве, большем чем три или четыри, причем их химические свойства такие же, как у элементов.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Он принадлежит к числу первых ученых, изучивших количественно химические процессы при помощи взвешивания.

Ломоносов обратил внимание на увеличение веса металлов после обжигания на воздухе. Он считал сомнительным вывод Бойля о том, что это увеличение веса вызвано присоединением “тепловых материй”. Уже в 1744 году Ломоносов писал: “если бы теплотворная материя приставала к известям, то сами извести, вынутые из огня, оставались бы горячими. Следовательно, эта материя либо к ним не пристает, либо пристающая материя - не теплотворная”. В 1748 году он писал Эйлеру:” .нет никакого сомнения, что частицы из воздуха, непрерывно текущего на кальцинируемое тело,смешиваются с последним и увеличивают его вес”.

Страницы: 1 2 3 4 5

АРИСТАРХ (ум . ок. 67), апостол от 70-ти, сподвижник апостола Павла (Деяния апостолов 19:29 и др.), епископ Апамейский (Сирия); убит в Риме в гонение императора Нерона. Память в Православной церкви 4 (17) января, 15 (28) апреля и 27 сентября (10 октября), в Католической 4 августа.

МИНТУРНО (Minturno) Антонио (?-1574) , итальянский священнослужитель и поэт. Автор раннеклассицистических трактатов о поэтическом искусстве.

ЕРИК (тюрк .), 1) протока в пойме реки или между озерами. 2) Сухие старицы или ложбины в пойме, заливаемые при разливе рек (центр и юг европейской части Российской Федерации).