Таблица Менделеева Таблица МенделееваСтраница 2
В 1864 – 1866 г.г. Менделеев был профессором Петербургского технологического университета. В марте 1865 г. Менделеев был утверждён экстраординарным профессором физической химии Петербургского университета. С 1867 г. Менделеев – профессор чистой (неорганической) химии университета.
В 1869 г. Менделеев опубликовал сообщения о систематизации известных тогда элементов.
До конца дней (Менделеев скончался 20 января 1907 г. ) великий учёный не прекращал разнообразной и многосторонней интенсивной творческой деятельности.
«Основы химии» Дмитрий Иванович начал писать в 1868 г. К этому времени было известно 63 химических элемента, описать которые и предстояло Менделееву. Для Дмитрия Ивановича было ясно, что нельзя описывать элементы хаотически, бессистемно или же следуя какому-то искусственному, формальному произвольно установленному порядку. Между тем в те времена, вплоть до открытия периодического закона, обычно было принято составлять общий список в алфавитном порядке их латинских названий, что сделал Менделеев не только на кануне написания «Основы химии», но даже ещё в 1-ой её части.
Следует также отметить, что атомные веса многих элементов не были установлены к февралю 1869 г. достаточно точно. Более того, до самого конца 60-х годов для ряда элементов удерживались старые, эквивалентные веса, несмотря на то, что ещё в 1860 г. на Международном съезде химиков в Карлсруе были приняты истинные атомные веса, соответствующие закону Авогадро – Исероро.
В 1868 г. Дмитрий Иванович успел написать всю 1-ую часть «Основы химии», состоящий из 2-х выпусков. Выпуск 1 был напечатан уже летом этого же года. В самом начале этого выпуска, т.е. в самом начале «Основы химии», Менделеев привёл список тех же 63 элементов, расположенных в той же алфавитной последовательности, но без атомных весов.
«Основы химии» делились на 2 части. В свою очередь каждая часть составлялась из 2-х выпусков. Выпуск 1-ый части 1-ой вышел в свет ещё летом 1868 г. Он был повещен главным образом общим вопросам химии, наряду с которыми Менделеев начал описание первых элементов, игравших роль типических; это были водород (Н), кислород (О) и азот (N), причём описание азота только было ещё начато в выпуске 1-ом. Следующие выпуски должны были охватить остальные 60 элементов.
Очевидно, что выпуск 2 «Основы химии» должен был включить в себя, кроме описания азота ещё и углерод (С), т.е. последнего из 4-х типичных элементов. Кроме того, как показал набросок плана «Основы химии», относящийся по-видимому, к середине 1868 г., в это выпуск Менделеев предполагал включить CL, Fe, Br, I и щелочные металлы. Следовательно, выпуск 2, а тем самым и всю 1-ую часть «Основы химии», Менделеев первоначально предполагал закончить щелочными металлами.
Интересно выяснить более конкретно, каким именно вопросам Менделеев намеревался посвятить последние главы выпуска 2-ого. Дмитрий Иванович намечал описывать элементы и их соединения в следующем порядке.
NaCl(гл.20), CL, ClO, т.е. соединение CL с O(гл.21) и аналоги хлора – I, Br и F(гл.22). Сейчас же вслед за галоидами в плане у Менделеева шли NA, K, Cs и Ag (последний был затем вычеркнут и перенесён во 2-ую часть «Основы химии»).
Как уже говорилось выше, набросок плана «Основы химии» Дмитрий Иванович сделал в середине 1868 г., а дальнейшие изменения в этом плане сделал несколько позднее, возможно во второй половине 1868 г. Согласно этому наброску плана в 1-ую часть «Основы химии» должны были войти, кроме 4-х органогенных элементов (H,O,N,C), ещё 4-е (CL, F, Br, I) и 5 щёлочных металлов (Na, Li, K, Rb, Cs), т.е. всего 13 элементов.
"БЫЛОЕ" , сборник (Лондон - Париж, 1900-04, 1908-13, 15 номеров) и журнал (Санкт-Петербург-Ленинград, 1906-07, 1917-26, 57 номеров). Документы и материалы по истории революционного движения, преимущественно 2-й пол. 19 в. Редакторы: В. Л. Бурцев, В. Я. Богучарский, П. Е. Щеголев.
ХОЛЬБЕЙН (Гольбейн) (Holbein) Ханс Младший (1497 или 1498-1543) , немецкий живописец и график. Представитель Возрождения. Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции ("Мертвый Христос", 1521; "Моретт", ок. 1534-35).
БОА (франц . boa от лат. boa - змея), длинный узкий женский шарф из меха или перьев (напр., страусовых). Вошло в моду в нач. 19 в. и считалось дамским украшением (не рекомендовалось девицам).