Кислород
Кислород
Страница 20

Озон сравнительно легко самопроизвольно переходит в кислород, что сопровождается значительным выделением энергии. Следовательно, образование озона связано с поглощением такого же количества энергии. Это вытекает из общего принципа термохимии, согласно которому при образовании любого соединения поглощается (выделяется) точно такое же количество энергии, какое выделяется (поглощается) при его распаде на исходные вещества.

Это по существу частный случай закона сохранения и превращения энергии: энергия не возникает из нечего и не исчезает бесследно, но отдельные её виды могут переходить друг в друга по строго определённым эквивалентным соотношениям.

Термохимия изучает энергетические изменения при химических превращениях. В зависимости от характера процесса и условий его протекания энергия может выделяться или поглощаться в различных формах. Ввиду взаимной эквивалентности отдельных видов энергии все они могут быть выражены в тепловых единицах.

Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими, протекающие с его поглощением — эндотермическими. Выделение или поглощённое количество энергии может быть указано в уравнении реакции, причём он относится к тому числу молей вещества, которое входит в уравнение. Так, для распада и образования озона имеет:

экзотермическая реакцияÞ

2 О3 = 3 О2 + 284 кДж

Üэндотермическая реакция

Уравнение показывает, что при распаде (образовании) двух молей озона (96 г) выделяется (поглощается) 284 кДж.

“Вопрос о количестве теплоты, выделяемой или поглощаемой при химических реакциях, очень сложен, так как рядом с химическим процессом имеют место и физические явления, также могущие влиять на термическую сторону дела”, — писал Д.И. Менделеев в 1875 г. В частности, на общее выделение или поглощение энергии при той или иной химической реакции более или менее существенное влияние оказывает переход реагирующих веществ из одного агрегатного состояния в другое, как все подобные переходы связаны с выделением или поглощением энергии.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

БАДАЛАМЕНТИ (Badalamenti) (псевд . Энди Бэдейл) Анджело (р. 1937), американский композитор, аранжировщик, поэт. Наибольший успех принес ему творческий союз с кинорежиссером Д. Линчем, к фильму которого "Синий бархат", а также телесериалу "Твин Пикс" написал музыку.

ВЕНДЕРС (Wenders) Вим (р . 1945), немецкий кинокритик, сценарист, режиссер, продюсер. Один из лидеров т. н. "молодого немецкого кино", фильмы которого неоднократно отмечались премиями международных кинофестивалей ("Страх вратаря перед одиннадцатиметровым", 1972; "Алиса в городах", 1974; "С течением времени", 1977; "Небо над Берлином", 1987; "Так далеко, так близко", 1993.) Стремясь к обновлению киноязыка, обращался к классическому голливудскому кино. Под эгидой Ф.-Ф. Копполы поставил цикл "американских" фильмов: "Хэммет", 1982; "Париж - Техас", 1985 ("Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля) и др.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (теология кризиса) , ведущее направление в европейском протестантизме 20-30-х гг. 20 в. Исходило из идей С. Кьеркегора, главные представители - К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман, Ф. Гогартен и др.; в США - Р. Нибур. Резко противопоставив "религию" как свод предметных действий и представлений и "веру" как личную "встречу" с богом, диалектическая теология выступила против растворения религии в культуре у идеологов либерального протестантизма 19 - нач. 20 вв., за возвращение к первоначальным идеям Реформации; подчеркивала абсолютную "несоизмеримость" бога и всего человеческого. Распалась в 1930-1940-х гг.