Бром
Бром
Страница 2

Так как содержание иода в буровых водах очень мало, основной задачей при получении является его концентрирование. Это обычно достигается выделением иода в свободном состоянии, чаще всего — по реакции:

2 NаI + 2 NаNО2 + 2 Н2SO4 = 2 Na2SO4 + I2 + 2 NО + 2 Н2О

с последующей его адсорбцией на активированном угле. Из последнего иод извлекают горячим раствором едкого натра по реакции:

3 I2 + 6 NаOH = 5 NаI + NаIO3 + 3 Н2О

После насыщения раствора подкислением его вновь выделяют свободный иод по реакции

5 NаI + NаIO3 + 3 Н2SO4 = 3 Nа2SO4 + 3 I2 + 3 Н2О

Морская вода содержит около 5·10-6 % иода, который извлекается из нее некоторыми водорослями и накапливается ими. Например, широко используемая населением Китая и Японии в качестве пищевого продукта ламинария (морская капуста) содержит в воздушно-сухом состоянии около 0,5 % иода.

Для получения иода из золы морских водорослей её обрабатывают водой и после упаривания раствора оставляют его кристаллизоваться. Бульшая часть содержащихся в золе хлористых и сернокислых солей выпадает при этом в осадок, а иодистые соли, как более растворимые, остаются в растворе. Иод извлекают затем обработкой раствора хлором (или МnО2 и Н2SO4).

По основным физическим свойствам бром и иод закономерно укладываются в один ряд с хлором и фтором, как это видно из приводимой ниже таблицы (в которую включен также водород):

При обычных условиях

Химическая формула

Молекулярный вес округленно

Агрегатное состояние

Цвет

Тпл °С

Ткип °С

H2

2

Газ

Бесцветный

-259

-253

F2

38

Газ

Почти Бесцветный

-220

-188

Cl2

71

Газ

Желто-зеленый

-101

-34

Br2

160

Жидкость

Темно-коричневый

-7

59

I2

254

Твердое вещество

Темно-серый

114

186

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ГЕТЕРОХРОМАТИН , вещество хромосом, сохраняющее компактную (спирализованную) структуру на всех стадиях клеточного цикла. Функция гетерохроматина не совсем ясна. Ср. Эухроматин.

КИЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ , один из крупнейших вузов Украины, центр технических наук. Основан в 1898. Готовит кадры по машино- и приборостроительным, энергетическим, химическим, технологическим и др. специальностям. В 1990 св. 26 тыс. студентов.

РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им . А. И. Герцена (РГПУ; Санкт-Петербург), преобразован в 1991 из Ленинградского педагогического института (ведет историю с 3-го Петроградского педагогического института, основан в 1918). Подготовка учителей начальной и средней школы, воспитателей, педагогов, дефектологов и др. Имеется факультет народов Севера. В 1993 св. 17 тыс. студентов.