Азот
Азот
Страница 2

NaNO2 + NH4Cl Û NaCl + NH4NO2

частично образуется NH4NO2, последующее разложение которого (лучше идущее в слабокислой среде) всё время смещает равновесие вправо. Практически удобнее медленно пускать по каплям насыщенный раствор NaNO2 в нагретый насыщенный раствор (NH4)2SO4. Выделяющийся газ освобождают от следов NH3, NO и О2 последовательным пропусканием сквозь растворы H2SO4 и FeSO4, а затем над накалённой медью, после чего азот подвергают сушке.

Азот может быть получен также нагреванием смеси грубо измельчённых K2Cr2O7 (2 вес. ч.) и (NH4)2SO4 (1 вес. ч.). Смеcь эта разлагается аналогично бихромату аммония, но реакция идёт лишь при нагревании. Наиболее чистый азот получают термическим разложением при 300 °С тщательно высушенного азида натрия по схеме:

2 NaN3 = 2 Na + 3 N2.

Содержащие азот баллоны должны иметь чёрную окраску с жёлтой надписью “Азот”, подчёркнутой коричневой полосой.

При обычных условиях азот представляет собой бесцветный не имеющий запаха газ. Бесцветен от и в жидком, и в твёрдом состоянии. Точка плавления азота лежит при –210 °С, точка кипения при –196 °С. Растворимость его в воде мала — около 2 объёмн.%. Молекула азота двухатомна и заметно не распадается на атомы даже при очень высоких температурах.

В молекуле N2 осуществляется тройная связь между атомами азота. Она характеризуется ядерным расстоянием d(NN) = 109,5 пм и энергией диссоциации 945 кДж/моль.

Экспериментально установлено, что заметная термическая диссоциация молекул N2 на атомы до 3000 °С не наступает. Под обычным давлением степень диссоциации не превышает нескольких процентов даже при 5000 °С. Фотохимическая диссоциация молекул N2 протекает лишь в высоких слоях атмосферы. Искусственное получение атомарного азота может быть осуществлено путём пропускания газообразного N2 (под сильно уменьшенным давлением) сквозь поле высокочастотного электрического разряда. Так как энергии активации реакций с участием свободных атомов обычно весьма малы (часто близки к нулю), атомный азот гораздо активнее молекулярного: уже при обычной температуре он непосредственно соединяется с S, P, As, также с Hg и рядом других металлов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ , с 1903, Санкт-Петербург, высшее учебное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии. В 1918 преобразован в 1-й Петроградский педагогический институт, в 1922 слит с Петроградским (ныне Санкт-Петербургским) педагогическим институтом им. Герцена.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат . exterior - внешний), переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Противоположность - интериоризация.

ОСТЕР Григорий Бенционович (р . 1947), русский детский писатель. Сказки "Как хорошо дарить подарки" (1975), "Котенок по имени Гав", "38 попугаев" (обе 1978), "Бабушка удава", "Зарядка для хвоста" (обе 1993), "Остров Эскадо" (1994) и др., многие из которых легли в основу мультфильмов. В стихотворном сборнике "Вредные советы" (1990) - пародийное "перевертывание" расхожих стереотипов, постулатов педагогической морали. Тематически нетрадиционные задачники по математике и физике для детей и взрослых. Пьесы для кукольных театров.