Азотная кислота
Азотная кислота / Азотная кислота

1. Чистая азотная кислота HNO—бесцвет­ная жидкость плотностью 1,51 г/см при - 42 °С застывающая в прозрачную кристаллическую массу. На воздухе она, подобно кон­центрированной соляной кислоте, «дымит», так как пары ее обра­зуют с 'влагой воздуха мелкие капельки тумана,

Азотная кислота не отличается прочностью, Уже под влиянием света она постепенно разлагается:

Чем выше температура и чем концентрированнее кислота, тем быстрее идет разложение. Выделяющийся диоксид азота растворяется в кислоте и придает ей бурую окраску.

Азотная кислота принадлежит к числу наиболее сильных кис­лот; в разбавленных растворах она полностью распадается на ионы Н и- NO.

ТРАВЛЕНИЕ , химическое или электрохимическое растворение поверхности твердых материалов с практической целью. Различают травление технологическое (удаление окалины, изготовление интегральных схем и печатных плат, углубление пробельных участков типографских клише, повышение гидрофильности пробельных элементов форм плоской печати и т. д.) и структурное (выявление особенностей макро- и микроструктуры кристаллических материалов, диагностика рудных минералов, выявление дефектов рудных минералов, дефектов в кристаллах и т. д.).

ХОВЕЛЬЯНОС (Ховельянос-и-Рамирес) (Jovellano Ramirez) Гаспар Мельчор де (1744-1811) , испанский просветитель, поэт, драматург, ученый и государственный деятель. В 1767-74 член Высшего апелляционного совета в Севилье, в 1778-90 член трибунала Высшего кастильского совета, в 1797-98 министр юстиции. В период Испанской революции 1808-14 возглавлял либеральное меньшинство в Центральной хунте. Физиократ. Драма "Благородный преступник" (1774).

ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (Giotto di Bondone) (1266 или 1267-1337) , итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320-25) поражают внутренней силой и величием образов, тектоничностью композиции. Автор проекта колокольни собора во Флоренции.